Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Например, торговым предприятием ООО «КРУЗАРУС» план товарооборота выполнен в девяти из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент.
В расчет данного коэффициента торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС» принимается фактический объем реализации продукции каждого вида в 2005 г., но не более базового периода. Рассчитаем его величину по данным табл. 2.1:
Кас= (52275+17712):82410 = 0,85
Судя по величине этого коэффициента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.
Изменение структуры реализованной продукции оказывает большое влияние на экономические показатели: сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль рентабельность и другие показатели. Анализ ассортимента и структуры розничного товарооборота обычно проводят по 35 продовольственным и 61 непродовольственным товарным группам. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике может привести к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Изучение ассортимента и структуры розничного товарооборота должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.[7, c. 20]
Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза).
Товарный баланс торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС» за 2005 год в действующих ценах, тыс. руб.
Показатели
Фактически за прошлый 2002 год
Отчетный год
Отклонение
Повлияли на
план
факт
от плана
от прошлого года
выполнение плана товарооборота
динамику товарооборота
Товарные запасы на начало года
34,2
38,5
46,3
+7,8
+12,1
Поступление товаров
358,4
443,2
447,1
+3,9
+88,7
Прочее выбытие товаров
9,0
4,0
5,8
+1,8
-3,2
-1,8
+3,2
Товарные запасы на конец года
52,7
59,2
+6,5
+12,9
-6,5
-12,9
Розничная реализация товаров
337,3
425,0
428,4
+3,4
+91,1
Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления
2,5
0,9
1,3
+0,4
-1,2
-
Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (-6,5 тыс. руб.).
По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (-3,2 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-12,9 тыс. руб.).
Оперативный анализ розничного товарооборота на практике обычно ведут без достаточной увязки с повседневным изучением поступления товаров, состояния товарных запасов.
Оперативная информация о выполнении плана розничного товарооборота торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС» за март 2005 года
Дни месяца
Розничный товарооборот, млн. руб.
План нарастающим итогом с начала месяца
фактически
Отклонение от плана
За день
Нарастающим итогом с начала месяца
2
1800
1412
-388
3
3600
1603
3015
-197
-585
4
5400
1704
4719
-96
-681
5
7200
1807
6526
+7
-674
ИТОГО за 1-е 5 дней
6
9000
1710
8236
-90
-764
7
10800
1642
9878
-158
-922
8
12600
1804
11682
+4
-918
9
14400
1822
13504
+22
-896
10
16200
1709
15213
-91
-987
ИТОГО за 2-е 5 дней
8687
-313
11
18000
1897
17110
+97
-890
12
198000
1904
19014
+104
-786
13
21600
1879
20893
+79
-707
14
23400
1911
22804
+111
-596
15
25200
1997
24801
+197
-399
ИТОГО за 3-и 5 дней
9588
+588
ВСЕГО за месяц
54000
56160
+2160
Причем оперативный анализ этих показателей обычно проводят различные специальные отделы торговой организации. Не принято при оперативном анализе товарооборота проводить сравнение с данными соответствующего прошлого периода. Редко проводят оперативный анализ реализации и движения товаров в ассортиментном разрезе.
После проведенного анализа определяют резервы увеличения оборота розничной торговли, основными источниками которых являются:
Улучшение использования трудовых ресурсов путем создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени и повышения уровня производительности труда.
Большое влияние на производительность труда торговых работников оказывает изменение структуры розничного товарооборота. Если в товарообороте увеличивается доля товаров, требующих меньших трудовых затрат на их реализацию, то за счет этого фактора выработка торговых работников растет.
Большое влияние на повышение производительности труда работников оказывает внедрение в практику достижений научно-технического прогресса. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25 % повышается производительность труда. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей.
Большое влияние на рост производительности труда оказывает улучшение условий работы. Производительность труда повышается при установке усовершенствованной вентиляции, правильном освещении помещений и даже за счет окраски стен и других окружающих предметов на рабочих местах в специально подобранные тона.
Улучшение использования основных фондов путем приобретения дополнительных машин и оборудования; более полного использования их фонда рабочего времени и повышения интенсивности использования машин и оборудования.
Большое значение для развития розничного товарооборота торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС» и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400-500 м2.
Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования основных фондов способствует развитие прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по заказам, с открытой выкладкой, доставка товаров на дом и т.д. Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания возрастает пропускная способность магазинов, сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров.
Заключение
В работе раскрыта методика анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли, а именно анализ динамики и структуры оборота розничной торговли, также анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли на примере торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС». Также в работе представлена методика оперативного анализа оборота розничной торговли и приведены рекомендации по его увеличению.
По итогам анализа торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС» за 2005 год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции, а план товарооборота выполнен в девяти из двенадцати месяцев. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75 %. Судя по величине коэффициента ассортимента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике торгового предприятия ООО «КРУЗАРУС»: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.
Розничный товарооборот ООО «КРУЗАРУС» по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (-6,5 тыс. руб.).
По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (-3,2 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-12,9 тыс. руб.)
Для выявления резервов увеличения объемов реализации продукции необходим анализ: использования товарных ресурсов и правильность их распределения; трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли, что позволит принимать своевременные и правильные управленческие решения по оптимизации розничного товарооборота предприятий.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ
2. Налоговый Кодекс РФ Ч. 1, 2 от 16 июля 1998 года; с изменениями и дополнениями;
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 9 июня 2001 года №44н
4. Российские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету: ПБУ 1 - 16: по состоянию на 1 декабря 2002г. - 4-е издание., дополненное. М.: «Даликов и К», 2005. - 207с.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утвержден приказом Министерства Финансов РФ № 94н от 31 октября 2000г.
6. Инструкция по применению План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утвержден приказом Министерства Финансов РФ № 94н от 31 октября 2000г
7. "Справочник бухгалтера". М.: МУФЭР 2002г. - 752с. Джаарбеков С.М.
8. И. Самоучитель по бухгалтерскому учету. Г. А. Пономарева. - М.: Издательство Приор, 2001.
9. Правила торговли. - М.: Издательство Приор, 2005.
10. Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации. - М.: НИПИ статинформ Госкомстата России, 1997 - 2001.
11. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. - М.: Дело и сервис, 1998. - 479 с.
12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 574 с.
13. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 531 с.
14. Бухгалтерский учет в торговле. Д. С. Тяжких. - С.-П., Михайлов, 2004.
15. Бухгалтерский учет в торговле. Ивашкин. - М.: ДИС, 2004.
16. Бухгалтерский учет в торговле. Абашина. - М.: Филннъ, 2004.
17. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Н. Л. Вещунова, Л. Ф. Фомина. - М.: Магис, 2002.
18. Бухгалтерский учет в торговле. В. М. Власова. - М.: ФИС, 2004.
19. Бухгалтерский учет товарных операций. В. В. Патров. -М.: Бухгалтерский учет, 2005.
20. Бухгалтерский учет и аудит, п. И. Камышанов. - М.: Приор, 2004.
21. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - Минск: БГЭУ, 2001. - 326 с.
22. Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 1999. - 238 с.
23. Ковалев А.И., Привалов В.П. анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. - 214 с.
24. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2000. - 447 с.
25. Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 192 с.
26. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2000. - 430 с.
27. Любушина Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 317 с.
28. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 1998. - 258 с.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - Минск: ИП «Новое знание», 2002. - 309 с.
30. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.
31. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 293 с.
32. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 489 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10