Для учета рабочего времени используется табель, который ведется непосредственно в отделах предприятия. С его помощью фиксируются сведения об отработанном времени, обеспечивается текущее наблюдение за выходами на работу. Ведение табелей учета рабочего времени должно осуществляться в соответствии с требованиями трудового законодательства всеми предприятиями с использованием отраслевых унифицированных форм. На данный момент по учету труда разработаны унифицированные формы №Т-12 и №Т-13.
Форма №Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" и форма №Т-13 "Табель учета рабочего времени" применяются для ежедневного отражения времени прихода работников на работу и ухода с работы, продолжительности рабочего времени, случаев опоздания на работу, неявок, простоев (с указанием причин). Кроме того, в табеле фиксируются часы, отработанные сверхурочно, в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.д. [26, c. 33].
Заполненный табель подписывается лицом, ответственным за его ведение, и руководителем, после чего сдается в бухгалтерию предприятия, где на его основе начисляется заработная плата [21, c. 519].
Неявки и опоздания на работу по уважительным причинам оформляются различными документами: листками временной нетрудоспособности, справками о выполнении государственных и общественных обязанностей и другими. Эти документы после отметки в табеле передаются в бухгалтерию для расчетов с работниками, которые оформляются в документе «Расчет среднего заработка по больничному листу».
Таким образом, в ОАО «Городищеремтехснаб» по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда в настоящее время используются следующие документы: Т-12 Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда; Т-13 Табель учета рабочего времени; Т-49 Расчетно-платежная ведомость; Т-51 Расчетная ведомость; Т-53 Платежная ведомость; Т-53а Журнал регистрации платежных ведомостей; Т-54 Лицевой счет; Т-54а Лицевой счет (свт); Т-60 Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику; Т-61 Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении); Т-73 Акт о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы и мн. др.
Именно эти документы послужили источником информации для аудиторской проверки операций по расчетам заработной платы рабочих и служащих ОАО «Городищеремтехснаб».
2.4 Программа аудиторской проверки
В соответствии со стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитору «необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором».
При этом аудитору необходимо принимать во внимание: деятельность аудируемого лица; систему бухгалтерского учета и систему внутреннего контроля; риск и существенность; характер, временные рамки и объем процедур; координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы; прочие аспекты.
Составим общий план аудита в ООО «Городищеремтехснаб» (табл. 2).
Таблица 2
Общий план аудита операций по оплате труда в ООО «Городищеремтехснаб»
Проверяемая организация
ООО «Городищеремтехснаб»
Период аудита
с 06.10.08 по 21.10.08
Количество человеко-часов
76
Независимый аудитор
Антонова Н.И.
Планируемый аудиторский риск
3%
Планируемый уровень существенности
20 тыс. руб. (2%)
1
2
3
Планируемые виды работ
Период проведения
Исполнители
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде.
06.10.-07.10.08
2. Аудит системы начислений заработной платы
08.10-10.10.08
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
13.10.-14.10.08
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда.
14.10-16.10.08
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
17.10 - 19.10.08
6. Оформление результатов проверки
20.10.-21.10.08
Аудитор ______________ Антонова Н.И.
Согласно стандарту № 3 «Планирование аудита» «аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы…».
Поэтому следующим этапом аудиторской проверки является разработка программы аудита, которая представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана аудита по расчетам по заработной плате рабочих и служащих ООО «Городищеремтехснаб» (табл. 3).
Таблица 3
Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Городищеремтехснаб»
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Перечень аудиторских процедур
Проверяемые документы
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде
1.1. Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение)
06.10.08
Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки
1.2. Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате
Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Городищеремтехснаб»
1.3. Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы
07.10.08
Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2)
2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы
08.10.08
Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно - платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание
2.2. Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат
09.10.08
Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы
2.3 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей
10.10.08
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы
3.1. Проверка право-мерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц
13.10.08
Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ
3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам
Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета
3.4. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц
14.10.08
Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ)
3.5. Проверка правильности удержания подотчетных сумм
Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО)
3.6. Проверка депонированных сумм по заработной плате
Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда
4.1. Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе ООО «Городищеремтехснаб» по всем видам оплат
Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника
4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета
15.10.08 - 16.10.08
Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно - сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате
5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды
5.1. Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды
17.10-19.10.08
Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок
6.1. Оформление результатов проверки
20.10. - 21.10.08
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5