б) изучить, имеются ли устаревшие, не используемые или мало используемые НМА;
в) изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.
Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации рекомендуется провести проверки в двух направлениях:
а) сверить учетные данные с фактическим наличием НМА;
б) сверить фактическое наличие НМА с данными учетных записей.
4. Подтверждение.
Для получения информации о реальности остатков на счетах учета НМА аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен запрос на подтверждение.
В случае, если аудиторская организация получила от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.
5. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.
Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.
Для проведения типовых опросов аудиторская организация может готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.
Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.
6. Проверка документов.
Документальная информация может быть внутренней, внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской организации зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой и обработкой таких документов. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы. Документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьими лицами.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
7. Прослеживание.
Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что операции по учету НМА правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете.
Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.
При определении категории операций, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, аудитору рекомендуется изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
При проведении прослеживания следует выполнять требования правила (стандарта) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка".
8. Аналитические процедуры.
Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверки НМА с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.
9. Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.
Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки:
1. Неверная классификация объекта в качестве нематериального актива (например, в составе нематериальных активов учитывают бухгалтерские программы, справочные правовые системы, на которые организация не имеет исключительных прав);
2. Неверное формирование первоначальной стоимости инвентарного объекта нематериального актива;
3. Неверное начисление амортизации вследствие необоснованного установления срока полезного использования;
4. Отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов.
По результатам проверки в соответствии с Правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита» аудитор, руководствуясь профессиональным мнением, формирует рабочие документы, которые содержат:
- данные о тестировании системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- сведения о документальном оформлении и об организации бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов;
- выводы и рекомендации аудитора.
Выявленные замечания аудитор отражает в письменной информации, где количественно и качественно оценивает влияние обнаруженных ошибок на искажение бухгалтерской отчетности. После этого проверяющий высказывает свое мнение о достоверности отчетности в части, освещенной в ней информации по нематериальным активам. Как правило, нематериальные активы составляют незначительную часть показателей бухгалтерской отчетности. Однако в настоящее время организации все чаще сталкиваются с необходимостью использования в хозяйственной деятельности объектов интеллектуальной собственности, регистрируют товарные знаки, разрабатывают программы и так далее. Поэтому роль нематериальных активов существенно возрастает.
2. Проведение расчетов и оформление результатов проверки учета нематериальных активов
2.1 Определение уровня существенности
Уровень существенности определяется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности на основе рекомендованных долей от величин базовых показателей.
Значение базовых показателей и размеры долей указаны в таблице 1.
Таблица 1 Значение базовых показателей и размеры долей
Наименование базового показателя
Значение базового показателя
Доля, в %
Значения, применяемые для нахождения уровня существенности
1. Балансовая прибыль
34528
10
3452,8
2. Валовый объем реализации без НДС
332815
2
6656,3
3. Валюта баланса
568891
11377,82
4. Собственный капитал
20713
12
2485,56
5. Общие затраты предприятия
323675
6473,5
На основании данных, представленных в таблице 1, определяем уровень существенности:
Уровень существенности (УС) = (3 452,8 + 6 656,3 + 11377,82 + 2485,56+ 6 473,5) / 5 = 6089,20
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(6089,2 - 2485,56) / 6089,2 x 100% = 60%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(11377,82 - 6089,2) / 6089,2 x 100% = 87%.
Поскольку и в том, и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 2485,56 и 11377,82 и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим новую среднюю величину:
УС = (3 452,8 + 6 656,3 + 6 473,5) / 3 = 5527,53
В данном примере отбрасывание одновременно наибольшего и наименьшего показателей мало сказалось на среднем значении, однако в общем случае может оказаться иначе.
Полученную величину допустимо округлить до 5500 и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(5527 - 5500) / 5500 x 100% = 1%, что находится в пределах 20%.
2.2 Оценка уровня неотъемлемого риска
Характеристика аудируемого лица ЗАО Братского пивоваренного завода «Гелиос»:
Основными видами деятельности аудируемого лица, согласно Уставу являются:
производство и реализация пива;
производство и реализация безалкогольный напитков;
производство и реализация кондитерских изделий
Степень надежности системы учета аудируемого лица проводилась по 20-ти критериям, с использованием 5-ти бальной шкалы оценки. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 Таблица для оценки факторов неотъемлемого риска
Факторы неотъемлемого (чистого) риска
Надежность
Баллы
1. Экономическая ситуация в отрасли
Здоровая
5
2. Рассредоточенность предприятия
Расположено на одной территории
3
3. Дочерние и зависимые предприятия
Не имеются
4. Использование новых технологий
Используются хорошо изученные технологии
5. Законодательства и инструкции по основной деятельности
Ясны и понятны для администрации и бухгалтерии
6. Реорганизация и крупные продажи имущества
Не было за последние 3 года
7. Внутренний контроль
Имеется ревизионная комиссия
4
8. Возможность нелегального бизнеса
В отрасли нелегальный бизнес практически отсутствует
9. Налоговое бремя
Обычное
10. Зависимость от покупателей
От 5 до 20 % - продажи одному покупателю
11. Зависимость от поставщиков
Рынок большой, существует здоровая конкуренция
12. Подверженность кражам
Продукция легко транспортируется и имеет высокую ликвидность
13. Формы расчетов
Расчеты только безналичные
14. Капитальные вложения
Не превышают амортизационные отчисления
15. Незавершенное производство и запасы
Оценка и инвентаризация достаточно просты
16. Кредиты
Кредиты нужны для развития
17. Оборотный капитал, ликвидность
Оборотный капитал достаточен, ликвидность высокая
18. Доходность
Доход стабилен, но есть сезонные колебания
19. Ценные бумаги
Частично ликвидны
20. Судебные разбирательства
Судебные разбирательства могут иметь экстраординарный характер
Итого максимальное количество баллов
89
Страницы: 1, 2, 3, 4