Рефераты. Аудит труда и заработной платы

Другим видом удержаний является удержание по исполнительным листам. По исполнительным листам судов производятся удержания алиментов (штрафов). Они могут удерживаться и по заявлению работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.

Как известно, размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей составляет:

на одного ребенка - (25%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;

на 2 детей - (33%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;

на 3 и более детей - (50%) от заработной платы за вычетом налога на доходы.

Причем аудитору необходимо знать, что удержание алиментов происходит со всех видов дохода как по основной, так и по совмещенной работе, со всех видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий по временной нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итоги работы. Исключением являются суммы разовых единовременных премий, компенсационных выплат за работу во вредных условиях, не носящих постоянный характер, разовой материальной помощи.

Удержанные из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со дня выдачи зарплаты выданы взыскателю из кассы или переведены по почте.

На сумму удержаний по исполнительным листам в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -- на сумму удержанных алиментов;

Дт 76 Кт 50 «Касса» -- на сумму выданных алиментов;

Дт 76 Кт 51 «Расчетный счет» -- на сумму перечисленных алиментов почтовым переводом.

Другой наиболее распространенный вид удержания - это удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается Трудовым Кодексом РФ, а именно главой 39 «Материальная ответственность работника».

Если по решению руководителя (согласно приказа, распоряжения) организации выявленная недостача относится на виновных материально-ответственных лиц, то согласно ст.248 ТК РФ взыскание суммы материального ущерба с виновного работника должно производиться в сумме, не превышающей среднего месячного заработка. Причем распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

При погашении недостачи путем удержания из заработной в бухгалтерии должна быть сделана следующая запись: Дт 70 Кт 73.2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Проверка других видов удержаний не представляет сложности. Так, при проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки и внесенные суммы, сумму удержанного подоходного налога за пользование ссудой.

5.Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям.

При проверке правильности составления учетных регистров аудитор должен быть готов к тому, что на различных предприятиях применяются разнообразные учетные регистры, что не должно осуждаться, если это обеспечивает полноту учетного процесса и удобно для самого предприятия.

При проверке учетных регистров должны быть охвачены следующие вопросы:

- обеспечивает ли совокупность учетных регистров полное отражение хозяйственных операций предприятия;

- удобны ли для использования эти регистры и достаточно ли они наглядны, обладают ли большой информационной емкостью,

- пригодны ли они для составления необходимой отчетности и для пользования в экономическом анализе;

- увязаны ли они друг с другом и с Главной книгой, обеспечивая этим контроль полноты и правильности учетных записей.

Перед тем как приступить к проверке сводных расчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость по заработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработной платы и удержаний из нее. В сводной ведомости представлены коды (виды) начислений и удержаний и относящиеся к ним суммы. Кроме того, здесь отражается сумма, которая должна быть выдана работникам предприятия. При ее выдаче расчетно-платежная ведомость закрывается вместе со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

При проверке расчетно-платежной ведомости аудитор построчно проверяет расписки в получении денег и суммирует выданную заработную плату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами - выданной наличными и депонированной. На сумму депонированной заработной платы в бухгалтерском учете предприятия делается следующая запись: Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Остаток денег из кассы должен быть сдан на расчетный счет, поскольку наличные деньги, взятые из банка, расходуются строго по целевому назначению.

Кроме того, аудитору необходимо проконтролировать ведение аналитического учета депонированной заработной платы по каждой невостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы или на депонентских карточках.

Если не выданная ранее сумма заработной платы так и не была востребована в течение трех лет, предприятие перечисляет ее в состав прибылей: Дт 76 Кт 99.

После проверки сводной ведомости по заработной плате, а также бухгалтерского учета сумм депонированной зарплаты аудитор осуществляет проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов.

Необходимо отметить, что проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений.

При сплошной или выборочной проверке аудитору следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи (проводки) - для их устранения в дальнейшем, а также сознательные ошибки, т.е. бухгалтерские записи, произведенные в целях вуалирования и фальсификации отчетных данных.

В заключение аудита расчетов по оплате труда необходимо сверить обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров корреспондирующих счетов.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета (начисление заработной платы) проверяют по данным журналов-ордеров № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) - по данным журналов-ордеров № 1 «Касса» и № 2 «Расчетный счет», № 8 (по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.). При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов соответствующих счетов.

Затем сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям как Главной книги, так и бухгалтерского баланса (ф. № 1) по ст. «Задолженность перед персоналом организации» и «Задолженность перед государственными внебюджетными» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

6. Проверка правильности ведения аналитического учета расчетных операций.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.)

Для этой цели необходимые данные накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут хранится в виде отдельных файлов.

Аудитор должен проверить ведется ли такой учет, и обратить внимание на сохранность и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода. По мимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работника, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятия, единовременные пособия за выслугу лет и др.

Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по труду и заработной плате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать:

· автоматизировать расчеты, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.

7.Проверка налоговой базы, налоговых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения налогов и платежей, перечисляемых в бюджет и внебюджетные фонды по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, по фонду занятости.

Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор пользуется Инструкцией Госкомстата РФ № 89 от10.07.95 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» инструкциями соответствующих внебюджетных фондов.

8. Типичные ошибки и порядок их устранения.

Для аудитора очень важно значение наиболее распространенных ошибок и нарушений:

· Не применяются типовые формы первичных документов по расчетам заработной платы (Затрудняется проверка данных)

· Не ведутся табели учета рабочего времени (Нельзя проверить правильность начисления повременных и других видов оплат)

· Включение в себестоимость продукции , работ, услуг для целей налогообложения расчетов по заработной плате за проведение строительных работ (Завышение себестоимости продукции, занижение налогооблагаемой прибыли)

· Не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков (Занижение базы налогообложения по подоходному налогу и другим видам удержаний)

· Неверно производилось начисление подоходного налога (Занижение суммы подоходного налога)

· Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат (Занижение базы налогообложения).

Приложение

Задача № 1:

Организация по итогам работы за прошедший год начислила своим работникам премию за счет средств, остающихся у организации после уплаты налога на прибыль.

С суммы выплат произведены отчисления:

В ПФ (20%) - 18000руб,

В ФСС (3,2%) - 2880руб,

В ФОМС (2,8%) - 2520руб.

В бухгалтерском учете сделаны записи:

Дата

Содержание операции

Документ

Корреспонденция

Сумма

Д-т

К-т

31.12

Начислена премия

Приказ

84

70

90000

31.12

Начислено в ПФ

Расчет

20

69-1

18000

31.12

Начислено в ФСС

Расчет

20

69-2

2880

31.12

Начислено в ФОМС

Расчет

20

69-3

2520

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

Ответ:

В соответствии с п.4 ст. 236 НК РФ суммы, выплаченные за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом. В данной ситуации организация излишне начислила единый социальный налог, соответственно завышена себестоимость, что привело к занижению прибыли.

Задача № 2:

Согласно выписке банка за 15 октября базе стройматериалов оплачен счет за материалы на сумму 34000руб. накладная к счету не приложена. На указанную сумму в учетном регистре по расчетному счету сделана запись: Д-т 76 К-т 51, в регистрах по учету материальных ценностей и материальных отчетах склада сведений об оприходовании материалов по данному счету нет, а в регистре по счету 76 на эту сумму имеется запись: Д-т 26 К-т 76. документы, подтверждающие эту запись не приложены.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации произведено списание материальных ценностей без оприходования. Аудитору необходимо сделать запрос на предоставление документов, подтверждающих факт списания строительных материалов для производственных нужд. В случае отсутствия подтверждающих документов списание на затраты считается не обоснованным. Следует получить объяснения должностных лиц о правомерности производственной записи. В случае если должностные лица не обоснуют правомерность данной записи, то списание строительных материалов на счет 26 «Общехозяйственные расходы» является не обоснованным. Себестоимость завышена, соответственно занижена прибыль и недоначислен налог на прибыль.

Литература.

1. Федеральный закон «об аудиторской деятельности» №119-ФЗ, 7 августа 2001г.

2. В.И. Подольский Учебник «Аудит» М.Экономист 2005г.

3. А.Д. Шеремет, В.П. Суин. Учебник «Аудит» М.ИНФРА-М 2003г

4. И.П. Василевич, Е.И. Ширкина Сборник задач по аудиту. М. «Финансы и статистика»

5. С.И. Василевич «Аудит». М. «Финансы и статистика» 2007г.

6. Камзолов В.А. «Аудит». - М.: Аллель2000, 2007г.

7. Радачинский В.И. «Аудит». - М.: Аллель2000, 2007г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.