Планирование аудита - один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск не обнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
При аудите операций по отгрузке и продаже готовой продукции одной из задач является проверка правильности учета расходов, связанных со сбытом и продажей продукции. От их размеров зависит величина прибыли от продажи продукции.
В ходе проведения аудита расходов на продажу можно выделить следующие направления проверки:
1) Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
2) Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете (проверка оборотов и сальдо по счетам);
3) Проверка правильности формирования отчетных показателей.
При оценке эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе проверки коммерческих расходов применяются следующие процедуры.
1. Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и содержащим синтетические и аналитические счета. Установить его особенности и проверить соответствие применяемых на практике синтетических и аналитических счетов рабочему плану счетов.
2. Ознакомиться с учетной политикой организации с целью установления способов ведения бухгалтерского учета (позиции, по которым действующее законодательство допускает возможность выбора одного способа из нескольких) требованиям нормативных актов.
Учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок списания и распределения расходов на продажу.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
3. Проверить правильность ведения аналитического учета коммерческих расходов.
3.1. Ознакомиться с порядком ведения аналитического учета расходов на продажу.
Аналитический учет является наиболее трудоемким, так как составляет основу бухгалтерского учета в той степени детализации учитываемых объектов, в какой это нужно для аппарата управления торговой организации, а также ее внешним пользователям. Аналитический учет коммерческих расходов в соответствии с Планом счетов ведется по видам и статьям расходов.
Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя методику аналитического учета. При этом могут быть использованы многографные карты или ведомости, в которых для каждой отдельной статьи отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе фиксируется общая сумма издержек, которая должна быть равна данным на синтетическом счете 44 "Расходы на продажу", субсчет "Издержки обращения". Учет в картах или ведомостях ведется отдельно по структурным подразделениям, а внутри них - по статьям издержек обращения. Возможен вариант, когда аналитический учет ведется в разрезе статей издержек обращения, а внутри - по структурным подразделениям.
4. Ознакомиться с правилами документооборота по учету расходов на продажу и формами первичных учетных документов, применяемых при учете коммерческих расходов.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Аудиторы проверяют:
- соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;
- наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;
- правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;
- наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
- правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;
- правильность отражения документов в учетных регистрах.
При изучении первичных документов также следует провести юридическую экспертизу договоров на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров; изучить регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, регистры налогового учета в части учета коммерческих расходов.
Первичными документами, подтверждающими факт выполнения рекламных работ и услуг, являются:
- договор на оказание рекламных услуг;
- протокол согласования цен на рекламные услуги;
- документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации;
- акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;
- счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг;
- документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера);
- требование-накладная (ф.М -11) и накладная на отпуск материалов на сторону (ф.М-15); лимитно-заборная карта (форма N М-8) для оформления перемещения материалов, используемых в рекламных целях;
- требование-накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товара (унифицированная форма N ТОРГ-13) для оформления перемещения товаров, используемых в рекламных целях;
- расчетно-платежная ведомость (унифицированная форма N Т-49) для учета заработной платы, начисленной в связи с производством рекламных расходов;
-акт о списании товаров (готовой продукции) в рекламных целях;
- акт об уценке товаров;
- бухгалтерские справки-расчеты и др. документы.
Расходы на представительские цели подтверждают следующие документы:
- счета предприятий общественного питания;
- товарные чеки;
- чеки ККТ;
- документы, подтверждающие оплату транспортных расходов;
- документы, подтверждающие оплату услуг переводчика;
- накладные, торгово-закупочные акты и т.п.
При документальном оформлении транспортных расходов, связанных с исполнением договора поставки или купли-продажи товаров, наиболее важными моментами являются следующие:
- в договоре должно быть определено, какая из сторон несет расходы по доставке товаров;
- документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены (не фиктивны), являются соответствующие товаросопроводительные документы.
Таким образом, на этапе планирования аудитор получает информацию о деятельности аудируемого лица, которая необходима ему для разработки (составления) программы аудита.
Программа аудита расхода на продажу в части процедур по проверке систем бухгалтерского учета, а также процедур по проверке оборотов и сальдо по счетам представлена в Приложении Б.
При проверке правильности отражения операций в бухгалтерском учете применяются следующие процедуры проверки оборотов и сальдо по счету 44 «Расходы на продажу».
1. Проверить правильность включения затрат в состав расходов на продажу в соответствии с действующими нормативными документами.
Состав расходов на продажу для торговых и производственных предприятий, а также состав отдельных видов коммерческих расходов рассмотрен в первой главе данной курсовой работы (см. п. 1.1.).
2. Проверить соблюдение установленных нормативов расходов на рекламу и представительских расходов.
Аудитор проверяет:
- связаны ли расходы на рекламу с основной производственно-коммерческой деятельностью организации;
- существует ли смета расходов на рекламу, утвержденная руководителем (вопрос о составлении сметы решается на усмотрение руководителя предприятия);
- соблюдается ли порядок признания расходов исходя из принятого метода (начисления или кассового). При применении метода начисления расходы, связанные с рекламными мероприятиями, как и представительские расходы, должны быть отнесены к тому отчетному периоду, когда они возникли, независимо от времени их оплаты;
- соблюдаются ли нормы расходов на рекламу, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, так как в бухгалтерскую себестоимость данные расходы включаются полностью (в полном размере фактически произведенных затрат), а для исчисления налогооблагаемой прибыли составляется корректировка в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
- правильно ли отражены в бухгалтерском учете разницы, возникающие по представительским расходам. Причем в отношении представительских расходов не всегда можно сразу сказать однозначно, какая разница возникнет у налогоплательщика: постоянная или временная. Исключение составляет случай, когда расходы, произведенные налогоплательщиком, не могут считаться с точки зрения НК РФ представительскими. Такая разница сразу признается постоянной, формирует постоянное налоговое обязательство, представляющее собой сумму налога, приводящую к увеличению налога на прибыль в отчетном периоде.
- применяются ли вычеты по НДС в отношении представительских расходов. Если налогоплательщик, осуществляя представительские расходы, уплачивает сумму налога, предъявленного ему поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), то он имеет право на вычет «входного» НДС, но только в размере, соответствующем нормативу представительских расходов, установленному п. 2 ст. 264 НК РФ.
Аудитору следует проверить расчет клиента по определению предельных размеров рекламных и представительских расходов, согласно установленным нормам, применяя при этом процедуру пересчета (арифметической проверки).
Страницы: 1, 2, 3, 4