Введение
При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда, складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда.
Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений, теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются трудовой и коллективный договора. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.
Постоянно вносятся изменения в нормативную базу, касающуюся оплаты труда, удержаний из нее и начислений на оплату труда. Поэтому бухгалтеру необходимо быть всегда информированным в сфере Законодательных актов РФ. Неправильный учет оплаты труда, начислений и удержаний приводит к искажению бухгалтерских данных, исчислению неверной налоговой базы, для определения налогов и взносов и соответственно возникают проблемы с работниками, налоговыми органами, пенсионным фондом, фондом социального страхования и другими органами исполнительной власти. Достоверность данных учета и основанная на нем информация имеет большое значение, как для государства, так и для собственника предприятия. Здесь возникает необходимость в аудиторской проверки организации оплаты труда на предприятии.
Аудит оплаты труда - представляет собой проверку достоверности отражения операций по оплате труда, сверку с данными бухгалтерской отчетности, соблюдение норм Трудового законодательства, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, отдельных Федеральных законов РФ, положений по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, применение унифицированных форм в учете труда и заработной плате.
Цель аудита расчетов по оплате труда - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Глава 1 Общий подход к разработке методики аудита по учету труда и его оплаты
1.1 Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда
Основная задача аудита расчетов с работниками по заработной плате - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаний из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.
Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, утвержденные Государственным комитетом РФ по статистике (постановление от 05 января 2004 года №1).
По учету кадров организации независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории РФ, используют следующие унифицированные формы:
§ «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу» (ф. № Т-1);
§ «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу» (ф. № Т-1а);
§ «Личная карточка работника» (ф. № Т-2);
§ «Личная карточка государственного (муниципального) служащего» (ф. № Т-2ГС (МС);
§ «Штатное расписание» (ф. № Т-3);
§ «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника» (ф. № Т-4);
§ « Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу» (ф. № Т-5);
§ « Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу» (ф. № Т-5а);
§ «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику» (ф. № Т-6);
§ «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам» (ф. № Т-6а);
§ «График отпусков» (ф. № Т-7);
§ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. № Т-8);
§ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) (ф. № Т-8а);
§ «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку» (ф. № Т-9);
§ «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку» (ф. № Т-9а);
§ «Командировочное удостоверение» (ф. № Т-10);
§ «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении» (ф. № Т-10а);
§ «Приказ (распоряжение) о поощрении работника (ф. № Т-11);
§ «Приказ (распоряжение) о поощрении работников» (ф. № Т-11а);
По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ, кроме бюджетных учреждений применяются:
§ «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» (ф. № Т-12);
§ «Табель учета рабочего времени» (ф. № Т-13);
§ «Расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49);
§ « Расчетная ведомость» (ф. № Т-51);
§ « Платежная ведомость» (ф. № Т-53);
§ « Журнал регистрации платежных ведомостей» (ф. № Т-53а);
§ « Лицевой счет» (ф. № Т-54);
§ « Лицевой счет (свт)» (ф. № Т-54а);
§ «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику» (ф. № Т-60);
§ «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» (ф. № Т-61);
§ «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы» (ф. № Т-73).
Проверяется наличие первичных документов, которые являются основанием для заполнения сведений лицевых счетов:
§ наряды на сдельную работу;
§ наряды-заказы на выполнение работы;
§ путевые листы;
§ листки о временной нетрудоспособности;
§ приказы (распоряжения) руководителя о выплате премий, оказания материальной помощи;
§ исполнительные документы, поступившие в организацию и другие.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся:
§ сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.);
§ регистры по сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, по сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
§ журналы-ордера № 8 и № 10, журналы по счету № 70, ведомости по счету № 70 (при журнально-ордерной форме учета);
§ главная книга;
§ баланс (ф. № 1).
1.2 Организация внутреннего контроля обязательств по оплате труда и системы оплаты труда
Приступая к проверке расчетов по оплате труда, аудитор должен установить:
§ формы и системы оплаты труда, применяемые в организации;
§ наличие локальных нормативных документов;
§ списочный состав работников;
§ порядок организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Аудиторская проверка включает следующие направления:
§ проверка локальных документов по учету труда и заработной платы.
Трудовые отношения между организацией и работниками могут быть оформлены одним из трех основных способов: трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.
Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовые отношения с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается.
Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.
. Аудит законности регулирования трудовых взаимоотношений между работниками и организацией осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ с использованием следующих аудиторских процедур:
§ изучение содержания и структуры коллективного договора, трудового договора;
§ определение порядка разработки проекта договора и его заключения;
§ установление срока действия коллективного договора, трудового договора;
§ определение порядка изменения и дополнения коллективного договора, трудового договора.
С точки зрения совершенствования содержания коллективного, трудового договора необходимо обратить внимание на то, включены ли в него следующие дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов по заработной плате (необходимость внесения отдельных положений в коллективный, трудовой договор обусловлена требованиями Налогового кодекса РФ в отношении организации налогового учета расчетов по оплате труда):
§ порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премий за
производственные результаты, надбавок к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
§ порядок и размеры стимулирующего и (или) компенсирующего характера,
связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные, праздничные дни, производимые в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Эти доплаты не могут быть ниже размеров установленных Трудовым кодексом РФ. «Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно». статья 152 Трудового Кодекса РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9