Для аудита исчисления и уплаты НДС, оформления налоговой отчетности применяются преимущественно приемы инспектирования, нормативной и арифметической проверки. Для идентификации процедур введем обозначение Пндс-N, где N - порядковый номер процедуры (табл. 2).
Таблица 2
Процедуры аудита исчисления и уплаты НДС,
отражения расчетов по НДС в учете и отчетности
Планируемые процедуры
Источники аудиторских доказательств
Нормативные документы
Документы хозяйствующего субъекта
1
2
3
Пндс-1, 2, 3. Нормативная проверка, прослеживание и пересчет налоговой базы НДС по объектамналогообложения и поразличным налоговым ставкам
Статьи 153, 164, 166НК РФ
Налоговые декларации по НДС, бухгалтерская отчетность, журнал-ордер по счету 62, журнал регистрации хозяйственных операций
Пндс-4. Нормативная проверка налоговых ставок
Статья 164 НК РФ
Налоговые декларации по НДС
Пндс-5. Обоснование применения налоговойставки 0% и освобождения от НДС
Статья 165 НК РФ
Налоговые декларации по НДС, журнал-ордер по счету 62, лицензии
Пндс-6, 7, 8. Нормативная проверка, прослеживание и пересчет налоговых вычетов
Статьи 171, 172 НК РФ
Налоговые декларации по НДС, учетные регистры по счетам 60,76, выписки банка, расчетные и кассовые документы, счета-фактуры, журнал их регистрации, книга покупок, товаросопроводительныедокументы
Пндс-9, 10, 11. Нормативная проверка, прослеживание и пересчет сумм восстановления НДС
Пункты 5, 8 ст. 145,п. 3 ст. 170 НК РФ
Регистры учета по счетам 19, 60, 68, 76
Пндс-12. Нормативнаяпроверка оснований возмещения (зачета) НДС
Статьи 165, 173, 176НК РФ
Переписка с налоговымиорганами
Пндс-13, 14, 15. Нормативная проверка, прослеживание и пересчет суммы НДС куплате в бюджет
Статья 173 НК РФ
Регистры учета по счету 68
Пндс-16. Нормативнаяпроверка порядка и сроков уплаты НДС, сроков представленияналоговых деклараций
Статья 174 НК РФ
Налоговые декларации по НДС, выписка банка,расчетные документы
Пндс-17. Нормативнаяпроверка отражения расчетов по НДС на счетах бухгалтерского учета
Счет 19
Регистры учета по счетам 19 и 68, главная книга
Пндс-18, 19, 20, 21.Нормативная проверка, прослеживание, пересчет и формальная проверка правильности заполнения отчетности и учетныхрегистров
Статьи 169, 174 НК РФ
Книга покупок и книга продаж, журналы регистрации счетов-фактур, счета-фактуры, регистры учета по счетам 20 и другим счетам затрат, 19, 60,62, 68, 76, главная книга, налоговые декларации по НДС и другим налогам, бухгалтерская и статистическая отчетность
Пндс-22, 23, 24, 25.Нормативная, арифметическая проверка, прослеживание и формальная проверка расчетов по НДС и формирования документации налоговыми агентами
Статьи 161, 162, 163, 164, 171, 174 НК РФ
Документы по исчислению и уплате НДС
Для обоснования применения налоговой ставки 0% и освобождения от НДС при выполнении процедуры Пндс-5 привлекаются не только указанные в ст. 165 НК РФ документы, но и устанавливается соответствие видов деятельности аудируемого лица Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК ВЭД), рассматриваются лицензии организации на осуществление конкретных видов деятельности.
При нормативной проверке налоговых вычетов (Пндс-6) необходимо установить наличие основных условий их применения:
- использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
- принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
- наличие счета-фактуры и его регистрация в журнале учета, книге покупок;
- наличие и правильность оформления документов, подтверждающих приобретение (работ, услуг).
При проверке правильности заполнения регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности (Пндс-19) сопоставляются показатели отчетного и предыдущего периодов; налоговых деклараций по различным налогам; статей бухгалтерской и статистической отчетности; налоговых деклараций и учетных регистров по счетам расчетов с бюджетом по НДС, с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами, а также по счетам учета затрат. При выполнении встречной проверки сопоставляются показатели налоговых деклараций по НДС и по налоговой ставке 0%, по налогу на прибыль, в том числе иностранной организации. При этом сравниваются суммы выручки от продажи, задекларированные в целях исчисления названных налогов. Подобное сравнение возможно при сопоставимости принятых в учетной политике способов признания выручки от продажи. Сравнение показателей учета доходов, затрат и расчетов с бюджетом по НДС в регистрах налогового и бухгалтерского учета по счетам 20 и другим счетам затрат, а также по счетам 19, 60, 62, 68, 76 дает возможность установить соответствие доходов, сумм налоговых вычетов и НДС к уплате в бюджет. В целях проверки правильности заполнения налоговых деклараций по НДС выборочно производится пересчет значений зафиксированных в них показателей, реквизитов различных строк и граф (Пндс-20). Алгоритмы пересчета вытекают из инструкции по заполнению форм налоговой отчетности. С помощью процедуры Пндс-21 (формальной проверки) устанавливаются полнота заполнения документации, наличие неоговоренных корректировок, необходимых подписей и других обязательных реквизитов.
2.3 Заключительный этап.
На данном этапе оформляются результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.
В заключение можно обобщить основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита НДС:
- ошибки при исчислении налоговой базы;
- неправильное применение налоговых льгот;
- нарушение порядка определения налоговых вычетов;
- отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления НДС.
3. Методы аудита расчетов с бюджетом по НДС на предприятии.
1) Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом по НДС путем определения уровня существенности оборотов.
Данный метод лучше всего применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основные этапы применения метода.
1)Определение уровня существенности ошибки.
2)Анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом по НДС с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени.
3)Анализ оборотов проводится по тем месяцам, в которых сумма начисленного и уплаченного налога набольшая.
4)Для подтверждения правильности определения суммы начисленного налога за данный месяц необходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств.
5)Для подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анализируемого налога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактически осуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методы документальной проверки.
6)В случае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую базу за отчетный период по соответствующим журналам-ордерам или ведомостям, рассчитать налог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученные данные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период.
7)Проанализировать информацию о правильности формирования налогооблагаемой базы и своевременности уплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе.
2) Метод анализа налоговых деклараций.
Данный метод используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом в соответствующих статьях баланса, т.е. непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.
1)Провести построчный анализ налоговых деклараций с использованием аудиторских таблиц.
2)Проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического учета.
3)Проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8