Рефераты. Аудит операций учёта материально-производственных запасов

После этого целесообразно провести тестирование и выяснить: следует ли провести инвентаризацию всех видов ценностей; необходимо ли проведение документальной проверки отдельных направлений поступления и использования (движения) материальных ценностей. Это достигается путём изучения слабых и сильных сторон внутреннего контроля и системы бухгалтерского учёта.

В случае проведения инвентаризации аудитор должен: установить, используются ли складские помещения по назначению, правильно ли складируются ТМЦ; проверить, отвечают ли складские помещения требованиям, как они охраняются; определить, не хранятся ли ценности под открытым небом или в неприспособленных помещениях и не подвергаются ли они вследствие этого порче и т.п.; удостовериться в аккуратном проведении всех процедур инвентаризационной комиссией; потребовать пересчёта, обмера, взвешивания запасов, если это необходимо; фиксировать результаты инвентаризации по каждому виду инвентаризации по каждому виду ТМЦ в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения, принятых в учёте; составить отдельную опись по ценностям, принадлежащим другим организациям, а потом встречной проверкой выяснить, кому они принадлежат и почему хранятся на складе другой фирмы; обратить особое внимание на номера, марки, наименования материальных ценностей, соответствие их номерам, маркам, указанным в паспортах и приходных документах; по некоторым запасам (кормам, семенам и т.п.) при необходимости проводить отбор проб для лабораторного анализа качества; составляют ли сличительные ведомости в бухгалтерии по ТМЦ, по которым выявлены отклонения от учётных данных (которые подписывают главный бухгалтер и материально-ответственное лицо); нужно получить от материально-ответственных лиц письменные разъяснения о причинах выявленных недостач и излишков ТМЦ; проверить правильность отражения в учёте выявленных недостач и излишков ценностей; сохранить копии указанных (рабочих) документов, которые будут использованы в дальнейшем при проведении проверки.

После инвентаризации целесообразно провести проверку полноты оприходования, правильности списания, оценки и учёта ТМЦ.

При проверке организации учёта движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учёт материалов и как ведётся контроль со стороны бухгалтерии.

Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учёта движения материалов на складах. К ним относятся: 1) оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод; 2) карточно-документационный; 3) бескарточный.

Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями.

Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и сверяет остатки с карточками складского учёта. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль -- весьма трудоёмкая операция.

Третий метод является наиболее эффективным. Он применяется, как правило, при использовании ПЭВМ. В этом случае карточки складского учёта обычным методом не ведутся. Сам процесс складского учёта организуется на ПЭВМ, а за определённые периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведётся сверка данных складского учёта с бухгалтерскими данными.

При аудите материальных ценностей необходимо проверить соблюдение требований по проведению инвентаризации материальных ценностей. Аудитор выясняет, по какой причине проводилась инвентаризация (смена материально-ответственного лица, перед составлением годовой бухгалтерской отчётности и др.), как оформлены её результаты, какие приняты меры по устранению недостатков в организации учёта материалов. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности того периода (квартала), в котором была закончена инвентаризация. В.И. Подольский и др. Аудит. Учебник. М. ЮНИТИ.2007. С.241

Необходима проверка правильности корреспонденции счетов -- нет ли случаев, когда поступившие материальные ценности не оприходованы, а отнесены на другие счета (по учёту затрат, расчётов, фондов).

Здесь следует помнить, что Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организациям представлено право выбора варианта отражения заготовления материалов:

с использованием счетов 15 и 16;

без использования счетов 15 и 16 на счете 10;

без использования счета 10 на счетах 15 и 16.

Особое внимание должно быть уделено проверке расчётов по списанию материальных ценностей на затраты производства.

Для этой цели на предприятии можно использовать один из следующих методов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО). Аудитору следует помнить, что первый метод -- оценка по средней себестоимости -- является наиболее распространённым. При использовании этого метода важно правильно устанавливать средние цены.

Что касается запасов методом ФИФО, то он основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчётного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчётного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.

Третий метод -- метод ЛИФО -- основан на противоположном методу ФИФО допущении. При этом методе ресурсы, которые поступают в производство, оцениваются и списываются по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. Материальные ресурсы, остающиеся на складе на конец отчётного периода, оцениваются по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.

По каждому методу применяются свои алгоритмы расчёта и проверки, которые использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать ПЭВМ для выполнения трудоёмких расчётов.

Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образовавшихся в результате недостач и хищений, производятся аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Это является или результатом форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар), или обнаруживается в результате инвентаризации. Порядок списания сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учёта материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера № 10, накопительных ведомостей и Главной книги.

При необходимости аудитор может провести анализ всей системы учёта материальных ценностей и дать рекомендации по её рационализации.

Анализ использования материальных ресурсов предусматривает получение данных по соответствию запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на единицу изготовленной продукции и др.

В качестве путей рационализации учёта производственных запасов можно предложить: использование ПЭВМ; применение наиболее эффективных методов учёта и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах.

4. Особенности проверки учёта спецодежды, инвентаря и хозяйственных принадлежностей

При проверке порядка ведения бухгалтерского учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды следует, прежде всего, определить каким способом организован учёт спецоснастки и спецодежды на предприятии: в порядке, предусмотренном ПБУ 6/01 "Учёт основных средств" или в соответствии с Методическими указаниями (МУ) утверждёнными приказом МФ РФ от 26.12.2002 г. № 135н.

Для тех предприятий, которые предпочитают организовать учёт этих предметов в составе основных средств, т.е. в соответствии с ПБУ 6/01 могут возникнуть определённые сложности, обусловленные тем, что, во-первых, первичные документы по учёту основных средств не предназначены для этих целей, и во-вторых, при начислении амортизации с использованием классификатора, утверждённого постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002 г., в перечне отсутствует большинство видов специального имущества.

Если спецоснастка и спецодежда учитываются в составе оборотных средств, то процесс поступления, оценки и документирования в бухгалтерском учёте должны отражаться в порядке, изложенном в МУ по учёту материально-производственных запасов, а именно:

приобретённые и изготовленные собственными силами ценности приходуются по сумме фактических затрат; полученные безвозмездно -- по рыночной стоимости; поступившие как вклад в уставный капитал -- по согласованной учредителями оценке;

приёмка и оприходование поступающей спецоснастки и спецодежды на склад оформляется путём составления приходных ордеров (типовая форма № М-4);

поступившие активы до передачи их в производство или эксплуатацию учитываются на счёте 10 "Материалы" субсчёт "Спецоснастка и спецодежда" (возможно и два субсчёта "Спецоснастка" и "Спецодежда").

Затем проверяется правильность ведения первичного учёта спецоснастки и спецодежды. Первичными документами, оформляющими отпуск спецоснастки и спецодежды в производство, являются лимитно-заборные карты (типовая форма № М-8), требование-накладная и накладная (типовые формы № М-11 и М-15). Выбытие спецоснастки и спецодежды может происходить в результате их продажи, безвозмездной передачи или в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, списания в случае морального и физического износа, ликвидации или авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. При продаже, передаче безвозмездно или в виде вклада в уставный (складочный капитал) других организаций выписываются накладная, счёт и другие подобные документы. При списании в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях постоянно-действующей (или рабочей) инвентаризационной комиссией составляется акт.

Аудитор должен проверить правильность погашения стоимости спецоснастки и спецодежды. Следует помнить, что стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой превышает 12 месяцев, погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также в правилах обеспечения работников вышеуказанными предметами, утверждённых постановлением Минтруда и социального развития РФ от 18.12.1998 г. № 51.

Стоимость спецоснастки может погашаться двумя способами:

пропорционально объёму выпущенной продукции (работ, услуг);

линейным.

По первому способу погашается сумма, которая определяется по следующей формуле:

Сп=Ст х В,

где Сп -- погашаемая часть стоимости спецоснастки;

Ст -- размер (ставка) погашения на единицу выпущенной продукции (работ, услуг);

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.