Рефераты. Аудит операций с нематериальными активами

методом пересчёта арифметических расчётов, проведённых работниками бухгалтерии, проверить правильность начисления амортизации по группе однородных нематериальных активов;

используя метод прослеживания, проверить соответствие утверждённого способа начисления амортизации по объектам нематериальных активов фактически используемому;

просматривая и сравнивая документы, установить правильность определения даты начала и окончания начисления амортизационных начислений.

Аудитору также необходимо проверить, начислялась ли амортизация по объектам нематериальных активов в тех отчётных периодах, когда организацией был получен убыток.

3. Проверка правильности и своевременности отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учёте.

Данная проверка может осуществляться посредством взаимного контроля корреспондирующих счетов. При этом суммы начисленной амортизации по счёту 05 сопоставляются с соответствующими корреспондирующими счетами 08, 20,23, 25, 26, 29, 44, 97.

4.Проверка соблюдения способов амортизации для каждой группы однородных нематериальных активов.

При проведении данной аудиторской процедуры аудитору необходимо получить достаточные доказательства того, что отражённые в качестве элементов учётной политики организации для целей бухгалтерского учёта способы начисления амортизации для каждой группы однородных нематериальных активов соответствуют способам, фактически используемым аудируемым лицом.

Технология исполнения данной процедуры заключается в сверке положений учётной политики организации с данными карточки учёта нематериальных активов и регистров бухгалтерского учёта.

1.4 Аудит операций по выбытию нематериальных активов

Проверка по данному направлению позволит аудитору в ходе осуществления аудиторских процедур на соответствие и аудиторских процедур по существу определить следующее: правомерность списания объектов нематериальных активов с баланса аудируемого лица; правильность формирования финансового результата по операциям, связанным с выбытием объектов нематериальных активов; полноту и своевременность документального оформления и отражения в бухгалтерском учёте операций по их выбытию, а также правильность и своевременность отражения доходов и расходов от списания объектов нематериальных активов в финансовой отчётности аудируемого лица.

Для проверки операций по выбытию нематериальных активов необходимо выполнить ряд аудиторских процедур:

1. Определение основных причин выбытия нематериальных активов из организации и списания их с баланса.

Цель процедуры - установить в ходе просмотра документов и проведения опросов основные причины выбытия нематериальных активов из организации и определить перечень объектов нематериальных активов, принадлежащих организации по состоянию на начало проверяемого периода, и перечень объектов нематериальных активов, выбывших в течение проверяемого периода.

Кроме того, необходимо установить, все ли объекты нематериальных активов, принадлежащие организации, способны приносить экономическую выгоду. Для этого следует получить достаточные доказательства того, что объекты нематериальных активов используются в производственных (управленческих) целях и права на их использование переданы третьим лицам на основании соответствующих договоров. С этой целью проводится опрос руководителей организации, анализируются производственные процессы, осуществляемые в организации, просматриваются и сравниваются соответствующие заключённые договоры на передачу прав на использование объектов нематериальных активов.

Для проверки правомерности списания объектов нематериальных активов с баланса организации аудитору необходимо проверить наличие и правильность оформления:

· В случае выбытия нематериальных активов по договору об уступке исключительных прав (иным аналогичным договором) - наличие данных договоров с отметкой о регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и необходимых первичных документов на списание нематериальных активов (форма № НМА-1, акт о списании нематериальных активов, акты комиссии);

· При передаче в качестве вклада в уставный капитал других организаций - наличие учредительных документов, оценочных актов и соответствующих первичных документов;

· При безвозмездной передаче - наличие договоров об уступке исключительных прав (других аналогичных договоров) и необходимых первичных документов на списание нематериальных активов;

· В случае прекращения использования для производственных (управленческих) целей в связи с моральным износом или истечением срока полезного использования - наличие актов комиссии по оценке и списанию нематериальных активов, приказов (распоряжений) руководителя организации о списании объекта нематериальных активов и других первичных документов.

2. Проверка создания комиссии по оценке и списанию нематериальных активов.

Данная аудиторская процедура предусматривает ознакомление аудитора с приказом о создании комиссии по оценке и списанию нематериальных активов и определение круга лиц, входящих в её состав. Далее проводиться опрос данных лиц в связи с выбытием объектов нематериальных активов из организации.

3. Проверка правильности, полноты и своевременности оформления первичных документов по учёту выбытия нематериальных активов.

Основная задача аудитора при проведении данной процедуры - проверка наличия первичных документов, которыми оформляются операции, связанные с выбытием объектов нематериальных активов.

Для этого аудитор просматривает и сравнивает соответствующие первичные документы (карточки учёта нематериальных активов, акты об их списании) полистно и устанавливает возможные ошибки в их оформлении (формальные, арифметические, хронологические, оценочные).

Аудитором также может быть проведён опрос работников бухгалтерии с целью определения сроков и способов обработки первичных учётных документов по учёту нематериальных активов.

Кроме того, целесообразно сравнить даты оформления первичных документов по учёту нематериальных активов и даты фактического списания объектов нематериальных активов с баланса организации. Результаты такого сравнения могут быть использованы аудитором при осуществлении последующих аудиторских процедур.

4. Проверка правильности и своевременности отражения в учёте операций по выбытию нематериальных активов.

Данная проверка может осуществляться путём применения такой аналитической процедуры, как взаимный контроль корреспондирующих счетов.

Так, для проверки правильности списания объектов нематериальных активов с баланса организации взаимный контроль проводится по следующим корреспондирующим счетам: 04, 05, 50, 51, 52, 58, 62, 68, 76, 91.

Своевременность списания объектов нематериальных активов с баланса организации проверяется аудитором путём сопоставления даты их выбытия, указанной в регистрах бухгалтерского учёта, с датами регистрации соответствующих договоров в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и датами, указанными в первичных учётных документах (форма № НМА - 1, акт о списании нематериальных активов).

Если объект нематериальных активов списывается в связи с истечением срока полезного использования, то для проверки своевременности его списания с баланса организации необходимо сопоставить дату, указанную в акте на списание объекта, подписанном специальной комиссией, с датой окончания срока действия охранного документа.

Осуществляя проверку правильности и своевременности отражения в учёте операций по выбытию нематериальных активов, аудитор также должен проанализировать операции, совершённые в конце проверяемого периода и в начале следующего с целью получения достаточных доказательств того, что все операции, относящиеся к отчётному периоду, были отражены в финансовой отчётности аудируемого лица.

Для этого аудитор может использовать метод прослеживания, заключающийся в просмотре документов, относящихся к данным операциям, в направлении от первичных документов к данным регистров бухгалтерского учёта и данным финансовой отчётности (проверяется, действительно ли списан нематериальный актив и не завышена ли стоимость активов на конец отчётного периода), и в обратном порядке - от данных финансовой отчётности к данным регистров бухгалтерского учёта и первичных документов (проверяется, отражены ли в бухгалтерском учёте полностью и своевременно все расходы, и доходы от выбытия нематериальных активов).

4. Проверка полноты и качества проводимых инвентаризаций

При проведении данной аудиторской процедуры аудитору необходимо выяснить, проводятся ли в организации инвентаризации объектов нематериальных активов в случаях, установленных законодательством РФ, а также инициативные инвентаризации, своевременно и правильно ли оформляются и отражаются в бухгалтерском учёте результаты проведения инвентаризаций, какие меры по устранению недостатков учёта объектов нематериальных активов принимаются.

Получить указанную информацию аудитор может путём полистного просмотра следующих документов:

· Приказа руководителя организации о проведении инвентаризации;

· Приказа руководителя организации о составе постоянной действующей инвентаризационной комиссии;

· Книги контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации;

· Инвентаризационной описи нематериальных активов

(форма № ИНВ. - 1а);

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учёте результатов проведённых инвентаризаций может осуществляться путём взаимного контроля корреспондирующих счетов: 04, 05, 08/5, 50, 70, 73/2, 91, 94, 98/4.

1.5 Аудит налогообложения в операциях с нематериальными активами

При аудите налогообложения в операциях с нематериальными активами аудитор изучает учетную политику организации для целей налогового учета, получает необходимый объем доказательств соблюдения требований действующего налогового законодательства при осуществлении операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной базы аудитор использует налоговые регистры.

При рассмотрении вопросов налогообложения и операциях с нематериальными активами следует иметь в виду, что применительно к этой категории, действующие нормативные документы не в полной мере учитывают особенности их создания (приобретения), функционирования, реализации (передачи).

В операциях с нематериальными активами взимаются следующие основные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль.

Исчисление налога на добавленную стоимость определяется следующими обстоятельствами:

1. условиями поступления и выбытия нематериальных активов;

2. назначением конкретных объектов нематериальных активов, предназначенных:

· для использования в производстве продукции (работ, услуг), облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость;

· для использования в производстве продукции (работ, услуг), не облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость.

Для осуществления расчётов по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать:

· должен ли получатель (покупатель) нематериальных активов оплачивать поставщику (продавцу, передающей стороне) налог на добавленную стоимость;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.