Рефераты. Аудит как форма контроля

По своему характеру должность аудитора объединяла в себе долж-ности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. После проведения в России военно-судебной реформы (1867 г.) должность аудитора была упразднена.

К сожалению, попытки организации в конце XIX -- нач. XX вв. в России Института присяжных бухгалтеров (счетоводов) Российской империи не продвинулись дальше подготовки документов, регламен-тирующих его деятельность.

Профессиональной организации бухгалтеров Российской империи так и не удалось создать, тем не менее аудит как явление имел место. В России независимая проверка ежегодных отчетов акционерных обществ проводилась ревизионными комиссиями, причем не на про-фессиональном уровне. Эти комиссии состояли из акционеров, кото-рые были неопытными в вопросах учета.

До 1987 г. в СССР проблема методологии и организации аудита не только не решалась, но и не поднималась вовсе. Первые зародыши аудита можно отнести к 1987-1989 гг., когда на уровне министерств финансов союзных республик были созданы хозрасчетные контроль-но-ревизионные группы и группы инаудита (из-за необходимости кон-тролировать совместные (с участием иностранного капитала) пред-приятия).

Однако значительные продвижения в развитии аудита в Украине были сделаны только после распада Советского Союза.

В 1989 г., с возникновением в Украине (к тому времени еще союз-ной республики СССР) совместных предприятий (СП) иностранной стороной был поставлен вопрос об аудиторском подтверждении ре-зультатов финансово-хозяйственной деятельности СП, что стало пред-посылкой создания в Киеве дочернего отделения союзной аудитор-ской фирмы "Инаудит" под названием "Инаудит-Украина". В состав первой аудиторской фирмы вошли бывшие госслужащие контрольно-ревизионного управления Минфина Украины.

В Украине аудит возникает в ответ на социальный заказ, причем сразу как аудит подтверждающий (при подтверждении отчетности СП) и консультационно-ориентированный (по заказу клиентов). Сирое становится довольно высоким. Часть таких консультантов оста-вили прежние места работы и занялись исключительно аудиторскими услугами. Тем не менее их статус де-юре лишь частично признавался устаревшим союзным постановлением. Поэтому к концу первого года независимости нашей страны лучшие интеллектуальные силы отечест-венного аудита объединились в Союз аудиторов Украины (САУ).

В Киеве 14 февраля 1992 г. на съезде аудиторов был принят Устав общественного объединения граждан, которые осуществляют ауди-торскую деятельность -- Союза аудиторов Украины (САУ). Целью деятельности САУ было признано объединение усилий аудиторов для защиты своих законных прав и интересов и содействие развитию аудиторской деятельности. Председателями Союза аудиторов в свое время были избраны проф. В. В. Сопко, А. В. Кужель, проф. И. И. Пилипенко, занимающий и сегодня эту должность.

С целью содействия развитию, усовершенствованию и унифика-ции аудиторского дела в стране в 1993 г. был создан независимый са-мостоятельный орган - Аудиторская палата Украины (АПУ). Глав-ной задачей АПУ является содействие развитию аудита в стране, ре-шение на единой методологической основе принципиальных вопро-сов аудиторской деятельности в Украине. Созданы и региональные отделения АПУ.

Формально говорить о возникновении целостной системы аудита в Украине можно лишь с 1993 г., с принятием Закона Украины "Об аудиторской деятельности".

В 1995-1996 гг. были приняты временные отечественные норма-тивы аудита, а начиная с 01.01.99 в Украине были введены постоянно действующие Национальные нормативы аудита (ННА).

С марта 1997 г. в Украине выходит официальный журнал "Вест-ник бухгалтера и аудитора Украины", посвященный вопросам ау-дита, который издается Союзом аудиторов Украины и Федерацией профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины. Журнал ори-ентирован на профессионально подготовленных специалистов и тех, кто стремится ими стать.

3. Необходимость аудита в рыночной экономике.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Для обоснования необходимости аудита была создана теория агентов. Подход этой теории к аудиту состоит в рассмотрении круга лиц, заинтересованных в достоверной финансовой информации, и изучении их интересов и потребностей.

Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. Идея агентов состоит в том, что по мере того, как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее финансирование (например, путем эмиссии акций), они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчетности и дальнейшего привлечения капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растет и потребность в современной и надежной финансовой информации (например, о том, насколько адекватен получаемый собственниками доход степени риска сделанных ими инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах предприятия; будет ли предприятие способно удовлетворить их ожидания в отношении дивидендов). Более того, последующие держатели акций и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы ее можно было считать достаточно надежной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием непосредственно, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификаций в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчетности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита*1.

Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;

упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаря представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;

упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;

возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.

4. Международные стандарты и национальные нормативы.

Работа аудитора ведется соответственно документам, объединенным в две группы: а)государственные законодательные акты;б)аудиторские стандарты (нормативы) По поручению совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ) Комитет международной аудиторской практики (КМАП) занимается выпуском международных нормативов аудита и сопутствующих работ. В каждой стране должна осуществляться локальная регуляция международных нормативов соответственно практике, которая сложилась во время аудита финансовой информации. Такая регуляция может отображаться в национальных нормативах. Нормативы касательно услуг аудиторов КМАП выдает в двух сериях: международные нормативы аудита (МНА); международные нормативы сопутствующих с аудитом работ (МНА/СР). Аудит проводится для того, чтобы сформировать объективное мнение о системе учета и финансовой отчетности предприятия. В Великобритании, например, нормативы называют нормами, но есть и стандарты аудита. Национальные нормативы аудита, в зависимости от вида аудита, разделяют на национальные нормативы внешнего аудита (ННЗА) и национальные нормативы внутреннего аудита (ННВА). За основу при создании национальных нормативов берутся международные нормативы. Эти нормативы применяют независимо от того, прибыльное или убыточное предприятие, к какой форме собственности оно принадлежит.
Аудиторские стандарты нужные потому, что они дают возможность поддерживать аудиторскую деятельность на соответствующем уровне, вынуждают аудитора постоянно повышать свой научный и профессиональный уровень. КМАП несет ответственность за выпуск международных нормативов аудита и сопутствующих работ, в том числе за содержание и форму аудиторских отчетов. КМАП считает, что выпуск таких нормативов и их использования будут содействовать обеспечению однородности аудиторской практики, других услуг во всем мире. КМАП при поддержке совета МФБ стимулирует применение этих нормативов в аудиторской практике всех стран. Опубликованные в разных странах мира нормативы отличаются по содержанию и по форме. КМАП изучает их, обобщает и выпускает нормативы с таким расчетом, что они будут приняты международным содружеством. Во время аудита финансовой информации или при выполнении сопутствующих работ аудитор должен придерживаться международных норм этики, принятых МФБ. Во время проведения аудита следует придерживаться основных правил этики профессиональных аудиторов, установленных МФБ. Аудитор должен быть прямолинейным и честным, объективным и не поддаваться давлению со стороны любого, то есть быть полностью независимым, сохранять конфиденциальность информации, иметь необходимый уровень компетентности, знаний, опыта. Аудитору следует воздерживаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетентности. Под стандартами аудита понимают основные принципы, которых следует придерживаться во время аудиторских проверок. Это помогает аудиторам в выполнении их обязанностей. Аудиторскими стандартами предусмотренные требования к выводам, в которых должны отображаться такие профессиональные качества, как независимость и компетентность.

Особенное значение придается стандартам выводов. У них в первую очередь выкладывается информация о том, что баланс и финансовая отчетность поданные соответственно общепринятым принципам бухгалтерского финансового учета и финансовой отчетности. Каждый стандарт характеризуется лаконичностью. Общие требования к структуре стандарта должны включать: вступление, основное содержание, практическую направленность. Рабочие стандарты - это правила, которыми руководствуется аудитор во время проверки: подготовка к проверке, сбор достоверных данных, оценка средств внутреннего аудита. Информация, поданная в аудиторском отчете, должна быть четкой и понятной, необходимой, компетентной, правдивой, объективной.

Соответственно ст. 14 "Полномочия АПУ" раздела III "АПУ" Закона Украины "Об аудиторской деятельности" утверждения норм и стандартов аудита является исключительным правом АПУ и является обязательным для соблюдения предприятиями и организациями. В национальных нормативах аудита преимущественно используется терминология стандартов аудиторов Международной федерации дипломированных бухгалтеров, в связи с чем могут быть разногласия со сроками действующего законодательства и нормативно-правовыми актами Украины.

Начиная с 1 января 1999 г. отменяется действие временных нормативов аудита. Годовая финансовая отчетность и информация, что в ней содержится, необходимые и широкому кругу потребителей. Много потребителей финансовой отчетности, которая подтверждается аудитором, используют ее как основной источник получения доказательной информации о бизнесе предприятия, поскольку они не имеют практической возможности получить нужную дополнительную детальную информацию. Аудитор подтверждает финансовую отчетность, которая готовится согласно с действующей инструкцией из составления финансовой отчетности или согласно с международными учетными стандартами (МОС) или другими имеющимися требованиями к финансовой отчетности, которая должна быть поданная пользователям и расцениваться как финансовая отчетность. Во время проведения аудита аудитор дает высокую, но не абсолютную гарантию того, что проверенная информация не содержит существенных ошибок. Это формулируется в аудиторском отчете как позитивная, умная гарантия.
Целью аудита финансовой отчетности является высказывание аудитором вывода о том, отвечает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах инструкциям, которые регламентируют порядок подготовки и представления финансовых отчетов.

Аудиторский вывод касательно надежности финансовой отчетности дает ее пользователям высокую, но не абсолютную аудиторскую гарантию, поскольку последняя недосягаемая по таким причинам: необходимость суждения, использование выборочных тестов, неполная самой системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также то, что большинство имеющихся аудиторских доказательств имеет, скорее, а не убедительный, подтвердительный характер. Норматив   2 "Основные требования к аудиту" определяют требования к аудиту, что их должны неуклонно, без любых исключений выполнять аудиторы во время проведения аудита. Это требования двух основных групп: этические и методологические. Методологические принципы могут в отдельных случаях иметь необязательный характер.

Этические профессиональные требования: независимость, объективность, компетентность, конфиденциальность, доброжелательность.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.