План работы
Введение
1. Значение и задачи аудита
2. Нормативное регулирование
2.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
2.2. Нормативное регулирование
3. Информация аудируемого лица, необходимая для проверки
4. Оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица
5. Определение существенности и аудиторского риска
5.1.Определение существенности
5.2. Определение аудиторского риска
6. Разработка общего плана аудита
7. Разработка программы аудита
Заключение
Список литературы
Внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой частью экономики любой страны и развивается по двум основным направлениям: торговля и инвестиции. Традиционно приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности считается экспорт, так как он непосредственно связан с притоком иностранного капитала в страну и получением дохода конкретным предприятием-экспортером. Однако в последнее время значительно расширилось влияние на экономику России импортных операций как составляющей части внешнеэкономической деятельности. Так, в сфере торговли ввоз импортной продукции способствует развитию конкуренции среди отечественных товаропроизводителей и товаров импортного производства; ввоз сырья, полуфабрикатов и материалов обеспечивает интеграцию импорта в промышленное производство России; иностранные инвестиции в экономику страны осуществляются в виде поступления кредитов и займов или денежных и основных средств для развития совместных предприятий. Стоит также заметить, что с точки зрения предприятия-импортера импортная сделка не является итоговой операцией: так же как и у экспортеров, конечная цель импорта - это получение прибыли конкретным предприятием. Таким образом, при принятии решения об импорте товаров, работ или услуг предполагается получение в дальнейшем прибыли, например от перепродажи товаров или от реализации собственной продукции, изготовленной с использованием иностранного сырья и т.п.
Интеграция импортных операций наряду с положительным эффектом выявила и ряд сложных проблем. Так, на практике отечественные предприятия и организации столкнулись с тем, что внешнеэкономическая деятельность несет в себе повышенную долю рисков в силу ее особенностей. Практика аудиторских проверок показала, что импортеры несут убытки из-за недостаточного контроля за различного рода рисками: валютным, коммерческим, финансовым и т.д. В этой связи актуальным является вопрос правильного отражения импортной сделки, так как она является основой для формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и в конечном счете напрямую повлияет на прибыль предприятия.
Таким образом, для успешного проведения импортных операций на предприятии от персонала требуется высокий профессионализм в области бухгалтерского и налогового учета, знание таможенного, налогового и валютного законодательства, а также организация надежной и действенной системы внутреннего контроля. Однако практика деятельности предприятий-импортеров свидетельствуют о том, что далеко не каждая организация способна самостоятельно дать профессиональную оценку полноты, законности и своевременности отражения в отчетности импортных операций с учетом их специфики, оценить риски искажения отчетности.
По остроте, актуальности и непосредственному практическому значению одно из первых мест в решении этого вопроса принадлежит аудиту. Именно эффективное проведение аудиторской проверки позволит организации заручиться не только профессиональным суждением, но и минимизировать ряд рисков, непосредственно связанных с осуществлением импортной деятельности. Профессиональное суждение аудитора о достоверности отчетности по импортным операциям, соответствии их действующему законодательству, рациональности для предприятия интересует сегодня многих пользователей отчетности в процессе принятия ими управленческих решений.
Итак, цель аудита импортных операций - это выражение независимого мнения о достоверности учета импортных операций во всех существенных аспектах, о соответствии их нормам действующего законодательства, о надежности и эффективности системы внутреннего контроля предприятия. Исходя из этих целей формируются задачи, план и программа аудита импортных операций.
Задачами же аудиторской деятельности следует считать работы, которые должны выполняться аудиторами в ходе аудиторской проверки для достижения целей аудиторской деятельности. Задачи аудиторской деятельности, определяемые ее целями и объектами, можно обобщить в приведенной таблице.
Объекты аудиторской деятельности
Цели аудиторской деятельности - выражение мнения аудитора по результатам:
(ПДБУО)
(ПСНА)
(АХО)
А
1
2
3
1. Импорт товаров, работ и услуг
1001
1002
1003
1.1. Формирование стоимости приобретенных ТМЦ
1101
1102
1103
1.2. Исчисление и отражение таможенных платежей и НДС
1201
1202
1203
1.3. Расчеты с иностранными поставщиками
1301
1302
1303
1.4. Исчисление и отражение курсовых разниц
1401
1402
1403
В подлежащем таблицы фиксируются объекты аудиторской деятельности, в сказуемом - ее цели, в том числе выражение мнения по результатам:
проверки достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета установленным правилам (ПДБУО);
проверки соблюдения нормативных актов при совершении хозяйственных операций (ПСНА)
анализа целесообразности и эффективности событий в деятельности хозяйствующих субъектов
В клетках таблицы отражаются идентификаторы аудиторских работ, первые два разряда которых характеризуют элементы финансово-экономических процессов, последний - цель аудиторской деятельности. Например, 1102 - проверка соблюдения нормативных актов при совершении импорта товаров, работ и услуг; 1301 - проверка достоверности бухгалтерской отчетности по расчетам с иностранными поставщиками; 1403 - анализ операций по исчислению курсовых разниц. Комплексы аудиторских работ по столбцам раскрывают содержание основных целей аудиторской деятельности.
2.1 Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Нормативное регулирование аудиторской деятельности происходит на четырех уровнях: государственный (на уровне законов и федеральных стандартов аудиторской деятельности), внутриорганизационный и внутрифирменный.
Первый уровень.
Указы президента и ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г.
В этом законе прописаны функции государственных органов, регулирующих аудит. К ним относятся:
1) Уполномоченный федеральный орган при Минфине РФ
· выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности
· утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности
· ведение реестра саморегулируемых общественных организаций аудиторов
· принятие иных нормативных актов по аудиторской деятельности
2) Совет по аудиторской деятельности
· рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудита
· рассмотрение проектов федеральных стандартов и других нормативных актов, а также кодекса профессиональной этики аудитора
· разработка рекомендаций по совершению внешнего контроля за работой аудиторских организаций
· прочие функции в интересах развития аудиторской деятельности
3) Рабочий орган Совета
Второй уровень.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. ПСАД подразделяются международные и российские. Международные стандарты применяются в случаях, когда национальные отсутствуют или прописаны недостаточно подробно, а также при аудиторской консолидации отчетности фирм, акции которых продаются на российских и международных фондовых биржах. В прочих ситуациях отчетность организаций проверяется на основе ФПСАД первого и второго поколения.
Третий уровень.
Внутренние стандарты, действующие в профессиональных аудиторских объединениях (ВСПАО).
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, разрабатывать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Они обязательны к исполнению членами таких саморегулиремых аудиторских организаций.
Четвертый уровень
Правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (ВСАО).
Сюда можно отнести внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые являются инструкциями для работников этих фирм по планированию и проведению аудита. Инструкции не должны противоречить требованиям ФЗ, а также федеральным и внутренним стандартам саморегулируемых организаций.
2.2 Нормативное регулирование учета импортной деятельности
Правовое регулирование внешнеторговых сделок осуществляется на основе норм международного права, национального законодательства каждой из сторон сделки, а также условий внешнеторгового догово-ра купли-продажи, называемого контрактом, которые устанавливаются по договоренности и фиксируются в контракте. Правовое регулирование экспортно-импортных сделок не только создает базу для взаимоотношений сторон внешнеторгового контракта как между собой, так и с государственными органами каждой из сторон, но также и влияет на особенности отражения операций в бухгалтерском учете.
Основы регулирования устанавливают международные нормы, которые во всех странах имеют приоритет перед национальными - этот принцип закреплен и в Конституции Российской Федерации. Наиболее значимой здесь является Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), число участников которой приближается к двумстам. Россия как правопреемница СССР ратифицировала ее в 1990 г., поэтому положения Венской конвенции стали частью права Российской Федерации, как и всех государств, ее подписавших.
Страницы: 1, 2, 3, 4