Его суть сводится к диагностике причин возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организации. Схематично система элементов методологии и методики аудита персонала представлена на рис.1.
Аудит персонала проводится с использованием методов диагностического исследования системы управления персоналом. Его отличительные черты:
· нацеленность на общеорганизационную эффективность;
· строгая форма программы проверки, процедур и заключения;
· независимость аудитора по отношению к организации;
· профессионализм в выполнении проверки.
В мировой практике аудит персонала -- это последовательная, регулярная и обычно долгосрочная форма контроля за реализацией практических усилий по оптимизации управления персоналом. В ходе единовременной аудиторской проверки невозможно полностью оптимизировать состояние управления персоналом организации. Это означает, что оптимизационные усилия концентрируются на вопросах управления персоналом, имеющих наибольшую полезность для долгосрочной эффективности организации. До решения ключевых вопросов нет практического смысла заниматься совершенствованием второстепенных деталей.
Рис. 1. Система элементов методологии и методики аудита персонала
Объект аудита персонала -- система персонал (труд) организации, как социотехнической системы. Конкретизируется объект аудита персонала в форме системы управления персоналом.
Предмет аудита персонала -- эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом.
Аудит персонала является приложением формы аудиторского исследования к проблемам управления персоналом. Соотношение управленческого аудита к аудиту персонала может быть названо отношением "общего" к "частному". Это определяет перенос большинства "общих" характеристик аудита на "частный". По отношению к ним феномен -- аудит персонала. Принципиальное значение при проведении аудита персонала имеет следование аудиторским стандартам. Не противореча теории и практике аудиторской деятельности, аудит персонала имеет свои особенности.
Цель аудита персонала -- повышение эффективности функционирования системы управления персоналом. Исходя из этого, задачи аудита персонала можно сформулировать следующим образом:
· нахождение проблем в области управления персоналом;
· обеспечение соответствия требуемых результатов, объема и направлений осуществляемых усилий по управлению персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий; обеспечение соответствия стратегии и политики управления персоналом стратегическим целям организации;
· формирование эффективных, т.е. соответствующих системе ситуационных условий, методов управления персоналом; обеспечение эффективности их применения;
· определение соответствия усилий на стратегическом, линейном и функциональном уровнях управления персоналом друг другу;
· интегрированность элементов системы управления персоналом в целом в стратегию развития организации;
· осуществление перспективного планирования системы управления персоналом организации;
· установление соответствия кадровой политики требованиям законодательства;
· оптимизация затрат на управление персоналом (посредством внедрения более эффективных методов и процедур);
· поддержка и создание лучшей организационной среды для восприятия изменений в области управления персоналом;
· определение вклада службы управления персоналом в эффективность организации в целом;
· прояснение обязанностей и ответственности службы управления персоналом;
· усиление профессионального имиджа службы управления персоналом;
· поощрение большей ответственности и профессионализма среди сотрудников службы управления персоналом;
· повышение эффективности информационной системы службы управления персоналом.
Классификация типов аудита персонала представлена в табл. 1 Управление персоналом организации (учебник) / Под ред. проф. А.Я. Кибанова, М.: ИНФРА-М, 2601. с. 622..
Схематично процесс аудита персонала представлен на рис. 2.
Ни один из подходов (рис. 2) не может применяться ко всем областям управления персоналом. Обычно аудиторские команды используют сочетание нескольких из этих подходов, в зависимости от определенных действий управления персоналом. Аудиторская команда сама выбирает определенные инструменты исследования, чтобы собрать нужную информацию. Эта информация служит как обратная связь о действиях службы управления персоналом. Неблагоприятная обратная связь приводит к корректирующему воздействию по улучшению работы по управлению персоналом.
Таблица 1 Классификация типов аудита персонала
Признак классификации
Тип аудита персонала
Основные характеристики
Периодичность проведения
Текущий
Проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени
Оперативный (специальный)
Проводится по оперативному распоряжению руководства
Регулярный
Проводится через определенные промежутки времени
Панельный
Проводится с определенной периодичностью, с неизменной методикой и инструментарием на той же группе людей и тех же объектах.
Полнота охвата изучаемых объектов
Полный
Охватывает все объекты.
Локальный
Охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект
Тематический
Включает все объекты, но по одной тематике
Методика анализа
Комплексный
Используется весь арсенал методов
Выборочный
Анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике-выборке.
Уровень проведения
Стратегический
Оценка производится на уровне высшего руководства
Управленческий
Оценка производится на уровне линейных руководителей
Тактический
Оценка производится на уровне службы управления персоналом.
Способ проведения проверки
Внешний
Проводится силами сторонних специалистов (организаций)
Внутренний
Проводится работниками самой организации.
ФИО работника ______________________________ Дата приема ____________
ФИО интервьюера ____________________________Дата интервью___________
ФИО менеджера _____________________________ Отдел __________________
1. Соответствовали ли ваши рабочие обязанности вашим ожиданиям? Если нет, то почему? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Каково ваше откровенное и честное мнение относительно:
а) вашей работы? ____________________________________________________
б) условий вашего труда? _____________________________________________
в) вашей компетентности в работе? ____________________________________
г) обучения, обеспеченного вам компанией?_____________________________
д).вашей зарплаты?__________________________________________________
e) предоставляемых компанией льгот и услуг?____________________________
ж) помощи со стороны вашего менеджера?_______________________________
2. Какова главная причина вашего ухода из компании?
________________________________________________________________
3. Что мы могли бы сделать, чтобы удержать вас от ухода?
4. Что могло бы быть предпринято, чтобы сделать фирму "Приборы для Кухни" наиболее привлекательным для работы местом?
Страницы: 1, 2, 3