На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется, как минимум, следующими двумя обстоятельствами:
- бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной деятельности;
- степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Аудит выполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии с требованиями национального законодательства. Его результаты служат основанием для принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью аудита клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании.
Аудит можно классифицировать в соответствии с выполняемыми функциями на три группы, называемыми также «вариантами» аудита:
Аудит финансовой отчетности представляет собой сбор информации касающейся представленной финансовой отчетности и определение степени достоверности этой информации общепринятым принципам бухгалтерского учета.
Аудит на соответствие требованиям предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на операции или отчеты.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работой предприятия и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы или деятельности администрации.
В зависимости от положения аудитора к клиенту различают также внешний и внутренний аудит. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам. Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.
С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:
Обязательный аудит. Этот вид аудита предусматривается законодательством и предприятие обязано для проверки финансово- хозяйственной деятельности приглашать аудиторов. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.
Инициативный (добровольный) аудит, проводится по инициативе собственников предприятия либо других лиц (субъектов), в случаях, когда законодательство прямо не предусматривает обязательность аудита. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента.
По назначению выделяют:
Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).
Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
Аудиторы по своему усмотрению выбирают время проведения аудиторы и распределяют по срокам его отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяется договором на проведение аудита, который должен заключаться с аудитором, выбранным владельцами компании. Как правило, консалтинговые компании и выступают в роли независимых аудиторов, и уже на основании аудиторской проверки предоставляют свои консалтинговые услуги.
В реальной бизнес-практике независимые аудиторско-консалтинговые компании сами подбирают себе клиентов. На сегодняшний день существуют специальные стратегии такого выбора.
В экономической литературе всех клиентов аудиторско-консалтинговых компаний принято подразделять на 2 группы: формально-официальные клиенты, желающие получить положительное аудиторское заключение с минимальными трудозатратами и более короткими сроками проведения аудиторской проверки, и неформальные. К последним относятся клиенты, заинтересованные в достоверной информации о финансово.- хозяйственной деятельности организации. В этом случае аудиторы одновременно выступают и как внешние, и как внутренние. Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы должны иметь надлежащие критерии оценки потенциальных клиентов. К ним относятся:
- оценка характера отрасли,
- оценка целей аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов;
- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
- оценка причин смены аудиторов;
- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений;
- аналитическая проверка отчетности;
- предварительное знакомство с состоянием бухучета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами клиента;
- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации;
- оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента.
В крупных аудиторских фирмах используются контрольные листы, на основании которых осуществляется оценка потенциальных клиентов по шкале риска от низкого до высокого. Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиенту отказывается в проверке.
В международной аудиторской практике сложился строго соблюдаемый кодекс профессиональной этики аудиторской деятельности. Такой строго регламентированный кодекс профессионального поведения предназначен в первую очередь для поддержания высокой репутации данной профессии, ее морального имиджа. Необходимость в нем обусловлена также повышенной ответственностью указанных специалистов перед собственниками организации, деятельность которой проверяют, государством, инвесторами, кредиторами, персоналом организации и т.д. Потребность в особых правилах поведения аудитора во время проверки и по отношению к другим сторонам его деятельности и профессионального статуса, по мнению ученых, вызвана рядом обстоятельств:
- роль независимого эксперта, которую выполняет аудитор, предполагает, что не должно возникать сомнений в честности, непредвзятости, высоком уровне квалификации аудитора, его порядочности и других моральных качествах.
- аудитор в проверяемой организации и вне ее имеет деловые, служебные отношения с большим кругом лиц. В ходе проверки он вынужден обращаться к ним с письменными и устными запросами. Чтобы получить обстоятельный и обоснованный ответ, нужно уметь располагать людей к себе, в том числе профессиональным поведением, умением правильно формулировать вопросы, внимательно относиться к ответам, тактично проявлять профессиональный скептицизм по поводу их содержания.
- в процессе проверки и вне ее аудитору самому приходится отвечать на многочисленные вопросы бухгалтеров и других работников организации, консультировать их, разъяснять положения новых нормативных документов. Эти ответы и консультации должны быть основаны на глубоком знании предмета. Аудитор не имеет права советовать клиенту, как обойти закон, обмануть партнеров по бизнесу, нарушить налоговые требования.
- аудитору необходимо уметь защищать свое мнение, свое заключение не только перед клиентом, но и перед любой другой инстанцией.
- по итогам проверки аудитор выступает перед собранием акционеров, пайщиков или других собственников, где кроме оглашения своего заключения должен открыто и честно сказать им о выявленных им нарушениях законодательства, фактах бесхозяйственности, обнаруженных приписках, подлогах и других искажениях отчетности.
Главные требования кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения в каждой стране, где осуществляется аудит. На основе Международного кодекса этики профессиональных бухгалтеров в РФ принят Кодекс профессиональной этики аудиторов, который утвержден Аудиторской палатой России 04.12.1996 г. В настоящее время действует Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 28.08.2003 [16]. Международный кодекс этики устанавливает стандарты поведения профессиональных бухгалтеров и излагает основные принципы, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей в разных странах:
- владение определенными интеллектуальными умениями, приобретенными посредством подготовки образования;
- приверженность общему кодексу ценностей и поведения, принятому соответствующим административным органом, в том числе поддержка объективной точки зрения;
- осознание своего долга перед обществом в целом.
Естественно, ввиду всей ее важности для экономики, государство не оставляет своим вниманием аудиторскую деятельность. Кроме того, у него, как правило, есть свои аудиторские организации, которые занимаются проверкой государственной финансовой документации (например, Счетная Палата в РФ). На сегодняшний день существуют различные подходы к государственному контролю аудиторов.
Для стран Западной (континентальной) Европы характерна жесткая система регламентации аудиторской деятельности. Государственное регулирование здесь построено на законодательных актах, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и все связи между ними. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролю качества, лишения лицензий и др. Устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности. Роль профессиональных объединений незначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций.
Другая модель характерна для США и Великобритании. Для нее характерна относительная самостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качества аудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита. Государственное регулирование осуществляется в рамках общего регулирования экономики и других сфер. Характерно существование нескольких типов аудиторов - независимые, внутренние, государственные, аудиторы-контролеры и др. Для данной модели характерно, что профессиональные принципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторами занимают центральное место в системе регулирования. Дополнительно выделяют смешанную модель - южноамериканскую, она характерна для стран бывших колоний, и зависит от того, какая страна была колонизатором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5