Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12].
Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита.
Таблица 3
Классификация видов аудита
Классификационный признак
Классификационная группа
1. В зависимости от назначения аудита
Внешний и внутренний
2. По степени необходимости проверок
Обязательный и инициативный
3. В зависимости от сферы деятельности
Финансовый и производственный
4. По видам деятельности субъектов хозяйствования
Банковский, страховой, фондовый и общий
5. По направлениям аудита
Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический
6. В зависимости от интересов клиента
Бухгалтерской отчетности и специальный аудит
7. По частоте проведения
Систематический, периодический, эпизодический
8. По методу проверки
Сплошной и выборочный
9. По временным этапам и отношению к процессу управления
Предварительный, последующий и прогнозный
10. По охвату проверяемых вопросов
Полный (комплексный) и частичный (тематический)
11 . В зависимости от способа получения информации
Документальный и фактический
12. По способу работы с информацией
Ручной и автоматизированный
13. В зависимости от инициаторов проверки
Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров
14. В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования
Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций
15. По количеству проведенных проверок в организации
Впервые проводимый и очередной
16. По пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом
Руководство организации и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи
Источник:[4, с.15].
Организация аудита в Беларуси
Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.
Правила аудиторской деятельности подразделяются:
республиканские правила аудиторской деятельности;
внутренние правила аудиторской деятельности объединения а
удиторских организаций или аудиторов;
правила аудиторской деятельности аудиторской организации
или аудитора - индивидуального предпринимателя.
Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87].
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
организует работу по лицензированию аудиторской деятельно
сти;
ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских орган
изаций;
разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования;
контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организ
ациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопро
сам осуществления аудиторской деятельности;
участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
участвует в работе по сотрудничеству с международными ауд
иторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;
рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.
Главное управление аудита имеет право:
Ё требовать от структурных подразделений министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалы;
Ё получать от должностных лиц и работников министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач;
Ё привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов;
Ё вносить предложения руководству министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка.
Главное управление аудита возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый Министром финансов Республики Беларусь, который:
§ обеспечивает чёткую организацию работы по выполнению задач и функций, возложенных на управление;
§ вносить предложения о назначении, освобождении и перемещении работников управления, применении к ним мер ответственности и поощрения;
§ совместно с управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации работников управления;
§ утверждает положение об отделах и должностные обязанности работников управления;
§ в установленном порядке получает от структурных подразделений министерства необходимые для осуществления деятельности управления документы и материалы, а также знакомится с документами и материалами, находящимися в их пользовании и на хранении;
§ вносит предложения для обсуждения у руководства министерства и на коллегиях Минфина Республики Беларусь;
§ участвует в совещаниях, созываемых руководством министерства по вопросам, касающихся компетенции управления,
§ организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары и другие подобные мероприятия; принимает участие в аналогичных мероприятиях, организуемых другими структурными подразделениями министерства по вопросам, касающимся компетенции Главного управления аудита;
§ даёт работникам управления обязательные для исполнения указания и требует отчёт об их выполнении;
§ подписывает документы текущей переписки по вопросам, не требующим решения руководства Минфина РБ, а также адресованные непосредственно управлению;
§ несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, а также за обеспечение сохранения государственной тайны.
Главное управление аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля.
Основными функциями отдела методологии являются:
· разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности;
· изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих вопросов, замечаний по применению законодательства по вопросам, входящим в компетенцию управления, разработка предложений по совершенствованию этого законодательства и внесение их на рассмотрение руководства;
· консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности;
· участие в разработке программ профессиональной подготовки аудиторов;
· рассмотрение возражений по материалам проверок соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и подготовка заключений по ним;
· внесение, совместно с отделом лицензирования и контроля, предложений о лишении, приостановлении, аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
· обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию отдела;
· организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности.
Основными функциями отдела лицензирования и контроля являются:
участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию управления;
консультирование граждан, организаций по оформлению док
ументов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающимся порядка лицензирования аудиторской деятельности;
разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности;
приём документов, предоставленных на получение лицен
зий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения квалификационных экзаменов;
выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7