Рефераты. Аудит денежных средств

· задолженность по займам, полученным предприятием у других предприятий и организаций (кроме банков и иных кредитных учреждений).

Рассмотрим подробнее аудит операций на расчетном счете, аудит операций валютного счета, аудит прочих операций в банках, аудит денежных документов Соколов Я.В. Практический аудит. Учебное пособие. - СПб: Издательство Юридический центр Пресс, 2004, с. 215

.

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:

-правильность оформления расчетных документов в банке;

-целесообразность совершенных операций;

-соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;

- соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;

- правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.

Источники информации:

- платежное поручение (кому перечислено);

- платежное требование (был акцепт - оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);

- сводное платежное поручение и требование-поручение;

- корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета);

- журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений - выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);

- главная книга (счет 51 - расчетный счет: Дт - суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 - расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 - оплата поставщикам).

Цель аудита операций валютного счета:

· проверить своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;

· правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты;

· правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;

· правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге;

· полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;

· имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;

· правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту.

Источники информации:

- платежные поручения;

-платежные требования;

- сводное платежное поручение и требование-поручение;

- корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер №2).

Ведение бухгалтерского учета независимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт 52 - положителен, если курс валюты вырос, Кт 52 - отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 - прочие расходы и доходы, счет 90 - продажа валюты).

Временной фактор учета валюты - ежеквартально. Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:

- проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах;

- изучить, какие открыты у предприятия прочие счета;

- проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру №3;

- проверить соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книге и балансе предприятия;

- при открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.

Источники информации:

а) при аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке. Аккредитив - счет 55: заключается договор с предприятием-поставщиком, форма расчетов аккредитивная, открывается счет в банке поставщика, в течение месяца поставщик отгружает сырье, а деньги с нашего расчетного счета переводятся на счет, открытый нами в банке поставщика; форма оплаты хороша для поставщика и не совсем удобна для клиента, т.к. при срыве поставок деньги с аккредитивного счета клиент не может забрать быстро:

а)1-я хозоперация - Дт 55-Кт 51, 2-я хозоперация - Дт 60-Кт 55/1, 3-я хозоперация - Дт 51-Кт 55/1);

б) при расчете чековыми книжками - проверяются корешки чековых книжек, при установлении лимита - правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку - счет 55/2 - чековая книжка (Дт 55/2-Кт 51, Дт 60-Кт 55/2, Дт 51-Кт 55/2);

в) депозитные счета - наличие документов, подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.

Цель открытия депозитных счетов - порядок начисления % и отражения их в учете - Журнал-ордер №3, Главная книга.

Депозитные счета открываются на определенный срок (3, 6, 9 мес. и т.д.), если есть свободные средства (счет 55/3 - депозитные счета, открытие Дт 55/3-Кт 51(50,52), начисление % - Дт 55/3-Кт 91 - получение дохода, при закрытии Дт 51-Кт 55/3).

Цель аудита денежных документов:

- проверка наличия денежных документов и их оценки;

-правильность отражения в учете денежных документов;

- правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов (счет 50/3 - денежные документы, счет 50/2 - операционная касса);

- соответствие учетного регистра Главной книги.

Источники информации:

- документы, подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера);

- описи оценочной стоимости денежных документов;

- денежные документы - авиабилеты, ж/д билеты и др;

- учетный регистр, Главная книга.

3. Типичные ошибки нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами. Их последствия и способы устранения

Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям Шеремет А. Д. , Суйц В. П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2004, с.289

.

Наиболее типичными ошибками действующих правил ведения операций с денежными средствами являются:

1) неполное отражение в учете операций по расчетному счету;

2) присвоение наличных денег полученных в банке;

3) неправильный подсчет итогов в учетных регистрах;

4) перевод кредиторской задолженности подотчетным лицам с расчетного счета через отделения связи;

5) отсутствует справка или не установлен лимит остатка денежных средств;

6) отсутствует акт ревизии в случае смены кассира.

При ведении кассовых и банковских операций в ходе проверок выявляется значительное количество различных нарушений.
К типовым нарушениям в ведении кассовых операций можно отнести:

неоприходование или не полное оприходование наличных денег (валюты), полученных в банке по чекам или принятых по приходным ордерам от юридических и физических лиц, а также полученных от юридических лиц по доверенностям;

излишнее списание денег по кассе (кассовой книге) путем занижения итоговых оборотов по приходу кассовой книги или, наоборот, завышения оборотов по расходу, а также в результате
обнаруженных ошибок в счетах (других аналогичных документах), повторное списание сумм по одним и тем же документам;

нарушения действующего порядка расчета наличными денежными средствами, в том числе: превышение установленного лимита расчета наличными с юридическими лицами и предпринимателями;

отсутствие в документах необходимых подписей должностных лиц;

несвоевременное отражение приходно-расходных кассовых документов в учетных регистрах;

отсутствие документов, послуживших основанием для совершения в учетных регистрах записей хозяйственных операций;

списание денег по кассе без оснований или по подложным (фиктивным) документам;

ошибки в написании сумм получателями денег в расходных ордерах;

несовпадение дат или сумм приходных или расходных ордеров с аналогичными их показателями в журнале регистрации;

прямое хищение денежных средств (встречается крайне редко).

К типовым нарушениям в ведении банковских операций можно отнести:

отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции;

наличие документов, оформленных не надлежащим образом (ксерокопии документов, отсутствие на документе банковских отметок);

отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций;

полнота зачисления наличных денег, сданных в банк на расчетный (валютный) счет;

несоответствие данных в платежных поручениях, хранящихся в делах проверяемой организации, с фактическим перечислением денежных средств.

Это можно установить только путем проведения встречной проверки в организациях, куда перечислялись денежные средства и за которыми длительное время числится невостребованная дебиторская задолженность и отсутствуют акты взаимной сверки;

корреспонденция счетов, указанная на платежных документах, не соответствует аналогичной корреспонденции в учетных регистрах;

платежный документ не соответствует коду в банковской выписке;

тексты платежных документов, послуживших основанием для оплаты их в иностранной валюте с валютного счета, не имеют перевода на русский язык;

при производстве платежей в иностранной валюте допускаются ошибки при расчете переводного курса инвалюты в рубли.

Приведенные ошибки и нарушения в ведении операций с денежными средствами приводят в конечном итоге к искажениям финансовых показателей в деятельности организации, что нередко вызывает финансовые злоупотребления должностных лиц и прямое хищение материальных ценностей и денежных средств.

В рганизации должен быть, так называемый «лимит кассы». Этот документ выдается на руки хозяйствующему субъекту и согласовывается с банком, в котором организация обслуживается. Для определения лимита денежных средств существует специальный расчет, который зависит от многих факторов: от вида хозяйственной деятельности субъекта, от размера ежедневной налично-денежной выручки, поступающей в кассу организации, от количества рабочих дней.

Данный документ устанавливает максимальное число денежных средств, которые могут находиться в кассе организации на конец рабочего дня.

Если при проверке кассовой дисциплины (данную проверку, как правило, проводят обслуживающие банки, налоговые органы и органы МВД) будет обнаружен факт превышения лимита остатка кассы, организация неминуемо попадет под штрафные санкции. Если лимит остатка денежных средств, устанавливаемый на каждый календарный год отсутствует, то вся остающаяся в кассе наличность считается сверхнормативной.

Данный документ, не только устанавливает лимит остатка, но и дает перечень расходов, на которые организация имеет право использовать налично-денежную выручку. Как правило это следующие виды затрат: командировочные расходы, закупка ГСМ, хозяйственные нужды.

При отсутствии специального разрешения кредитного учреждения на расходование поступающей выручки вся наличность ежедневно должна сдаваться в учреждение банка, а средства для выдачи под отчет организация должна получать только по чеку, который оформляется по мере необходимости и предъявляется в банк Шеремет А. Д. , Суйц В. П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2004, с. 312

.

Однако, на практике, нередко у организации случается ситуация, когда на конец дня в кассе образуется остаток денежных средств, превышающий лимит кассы. Что делать в такой ситуации, ведь Порядок ведения кассовых операций запрещает организациям использовать наличную выручку без согласования с банком? Здесь следует заметить, что на сегодняшний день ни Налоговый Кодекс, ни Кодекс об административных нарушениях не предусматривает для организаций за нарушение этого требования Порядка никакой ответственности. А вот штраф за превышение лимита достаточно высок. Согласно статье 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» КоАП:

«Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда».

Поэтому, чтобы не попасть под штрафные санкции по этому основанию, организация иногда просто вынуждена нарушать требование Порядка о целевом использовании денежных средств, выдавая денежные средства в подотчет своим сотрудникам на определенные цели.

Поступив таким образом, организация имеет возможность на следующий день оформить возврат подотчетных сумм в кассу от подотчетных лиц и внести деньги в банк. Такая операция поможет избежать штрафных санкций за превышение лимита кассы.

Статьей 15.11 КоАП РФ установлены штрафные санкции за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которыми понимается в том числе искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Таким образом, если информация о размере денежных средств, отраженная в бухгалтерском балансе (форма N 1), искажена не менее чем на 10%, взыскивается административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Заключение

При проверке состояния учета движения денежных средств предприятия аудитор рассматривает решение многих юридических, финансовых, учетных, экономических вопросов проблемного характера, связанных с необходимостью обеспечения достоверных выводов о качественных сторонах ведения предприятием учета денежных средств.

Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами. В начале проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации.

Предметом проверки выступает:

1) ведение учета денежных средств в соответствии с нормативными документами;

2) остатки по счетам денежных средств -- их реальное существование, правильное отражение и представление в отчетности в полном объеме и с использованием соответствующей учетной политики.

В связи с этим, аудитором был разработан отчет о проведении проверки, где были указаны все неточности и допущенные ошибки, а также предложен ряд рекомендаций по их устранению и самостоятельному выявлению.

Так оной из наиболее важных рекомендаций является проведение внутреннего контроля на предприятии, причем постоянного контроля за денежными средствами.

Что позволит сократить объем работы внешним аудиторам, и позволит работать слаженно и без ошибок.

Список использованной литературы

1. «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) редакция от 13.05.2008.

2. «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) редакция от 06.12.2007 (с изменениями и дополнениями вступающими в силу с 01.02.2008).

3. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗпринят ГД ФС РФ 16.07.1998

4. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ принят ГД ФС РФ 19.07.2000

5. «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 N 195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001 (редакция от 16.05.2008).

6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года. (с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

7. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «Обухгалтерском учете» принят ГД ФС РФ 23.02.1996

8. «ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 05.01.1998 N 14-П (редакция от 31.10.2002) утверждено Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47.

9. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02

10. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03

11. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04

12. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05

13. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 523 от 25 августа 2006 г.

14. Аудит операций с денежными средствами на счетах в банках: Практическое пособие. - М.: Юнити, 2003.

15. Бородина В.В. Все о кассовых операциях: Практическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

16. Бычкова С. М. Основы аудита: Учебник. -- М.: «Бухгалтерский учет», 2000.

17. Пипко В.А. Денежные средства: учет, анализ, аудит. - М.: Финансы и статистика, 2007.

18. Соколов Я.В. Практический аудит. Учебное пособие. - СПб: Издательство Юридический центр Пресс, 2004.

19. Шеремет А. Д. , Суйц В. П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2004

20. Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.