Минфин России один раз в три года подтверждает повышение квалификации аудитора: на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата делается соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.
Применяемые процедуры квалификационных экзаменов аудиторов и повышения их профессионального уровня тщательно регламентированы, определены права и обязанности всех возможных участников: от претендентов на квалификационный аттестат до уполномоченного федерального органа, в функции которого входят организация системы аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности.
До момента введения в действие Закона об аудите порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регулировался Временными правилами (они не содержали требований о повышении квалификации), постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности".
В настоящее время рынок аудиторских услуг не испытывает недостатка в профессиональных субъектах. По данным Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России, за восемь лет работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ была выдана 8601 лицензия и аттестованы 42 тысячи аудиторов.
На данном этапе развития рыночных отношений важным представляется вопрос перехода количественного наполнения профессиональными субъектами рынка аудиторских услуг на более высокий качественный уровень аудита. Решение этого вопроса было связано не только с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, но также с установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов. Необходимость в образовательной системе аудитора элемента повышения квалификации не может вызывать сомнений: развитие рыночных отношений, появление новых видов предпринимательства, установление их правовой регламентации, изменчивость законодательства - все это может создавать для аудиторов значительные трудности при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
В этой связи представляется чрезвычайно важным закрепление правила об обязательном повышении квалификации аудиторов на уровне закона. Необходимо также определить органы, которые выполняли бы соответствующие функции по организации системы обучения и повышения квалификации аудиторов, объем их полномочий (разработка учебных программ, формы обучения, порядок проведения обучения и повышения квалификации, сроки и т.п.). Едва ли данные полномочия должны быть прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти регулирования аудиторской деятельности, призванного решать стратегические вопросы регулирования аудиторской деятельности.
1.2 Лицензирование аудиторской деятельности
Лицензирование представляет собой прежде всего форму контроля со стороны государства за осуществлением того или иного вида деятельности, выполнением обязательных требований и условий субъектами, осуществляемыми конкретную деятельность. Введение лицензирования определенного вида деятельности означает применение в отношении организации, ведущей такую деятельность, режима, близкого к режиму специальной правоспособности. Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта; вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом.
Применительно к деятельности аудиторов лицензирование можно рассматривать как правовую гарантию качественного проведения аудиторских работ. За последнее время лицензионные требования и условия для аудиторов были существенно повышены. Так, введенное правило о минимальном количестве аудиторов в аудиторской организации для многих явилось серьезной преградой для получения лицензии; действие лицензий аудиторских фирм, не выполнивших указанное условие, было приостановлено Минфином России.
Первоначально лицензирование аудиторской деятельности было введено Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". В нем предусматривалось, что юридические лица (аудиторские фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно, обязаны получить соответствующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности. При этом порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждался Правительством РФ.
В настоящее время введение лицензирования допускается только на основании закона, что представляется весьма важным. Это правило установлено в ст. 49 ГК РФ и конкретизируется в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в целях осуществления государственного контроля за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации. Наличие аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской.
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, стал Минфин России, на который и были возложены функции аттестации аудиторов и лицензирования их деятельности.
Минфин России обладает большими полномочиями в области лицензирования аудиторской деятельности. Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. К таким полномочиям относятся:
- предоставление лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора;
- ведение реестра лицензий;
- контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет, причем срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата неограниченное число раз. Каждый раз срок продлевается на пять лет.
В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании соискателями лицензии должны представляться:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности помимо перечисленных документов общего характера необходимо представить нотариально заверенные копии всех имеющихся у кадрового состава типов квалификационных аттестатов аудитора (для индивидуального аудитора - все имеющиеся у него квалификационные аттестаты).
В случае наличия в кадровом составе аудиторской организации иностранных граждан представляются сведения о кадровом составе (для всех штатных сотрудников организации-заявителя: ФИО, занимаемая должность, данные квалификационного аттестата (если имеется), страна гражданства, страна постоянного (более 183 календарных дней в году) проживания).
При отсутствии в кадровом составе аудиторской организации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, не проживающих постоянно на территории России, в лицензирующий орган представляются:
- сведения (документ составленный в произвольной форме) о руководителях организации, их заместителях и состоящих в штате соискателя лицензии аттестованных аудиторах с указанием для каждого из перечисленных лиц ФИО, занимаемой должности, данных квалификационного аттестата (если имеется);
- письменное подтверждение (документ в произвольной форме) факта отсутствия в кадровом составе иностранных граждан и граждан Российской Федерации, не проживающих постоянно на территории России.
Под кадровым составом аудиторской организации в данном случае понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала. В перечне не расшифрованы понятия хозяйственного и обслуживающего персонала, однако есть основания утверждать, что в лицензирующий орган нет необходимости подавать сведения о работниках бухгалтерии (бухгалтерской службы), секретариата, маркетинговой службы (службы продаж), водителях и иных сотрудниках, занимающих аналогичные должности.
Большинство крупных аудиторских компаний имеют в штате помимо собственных аудиторов специалистов, оказывающих сопутствующие аудиту услуги (например, юристов и консультантов), и если среди указанных лиц имеются граждане иностранных государств, их нужно учитывать при определении кадрового состава, и сведения о них также должны подаваться в лицензирующий орган.
Представленные для лицензирования документы принимаются по описи.
Уполномоченный федеральный орган выносит решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом уполномоченного федерального органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок письменно уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа, которые предоставляются ему за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
Страницы: 1, 2, 3, 4