Рефераты. Анализ товарно-материальных запасов

Из таблицы видно, что предприятие снизило затраты на 1 рубль объема продукции в целом на 0,50 коп., в т.ч.: за счет увеличения объема производства на 0,03 коп. (81,17 - 81,20); изменения структуры производства - на 1,17 коп. (80,00 - 81,17); повышения отпускных цен - на 2,80 (80,70 - 83,50); уровень удельных переменных затрат вызвал повышение на 2,06 коп. (82,06 - 80,00) и увеличение суммы постоянных затрат также вызвало повышение на 1,44 коп. (43,50 - 82,06).

Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 рубль объема продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.

2.2.2 Оценка динамики производства и реализации продукции
Динамика объема производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены в соответствующем месяце отчетного года (фиксированные цены). Используя индекс цен определяется объем произведенной и реализованной продукции в предыдущем году в ценах, действующих в отчетном году, т.е. в фиксированных (сопоставимых).

Различие в темпах роста реализованной продукции и объема производства продукции может произойти за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать в действующих ценах соответствующего года. При таком анализе определяется доля изменения остатков нереализованной продукции от объема производства продукции и ее увеличение (уменьшение) по сравнению с предыдущим периодом.

Увеличение остатков нереализованной продукции в действующих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и снижении физического объема остатков нереализованной продукции.

При значительном увеличении (уменьшении) остатков нереализованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных видов остатков нереализованной продукции по данным бухгалтерского учета: готовая продукция на складах, товары отгруженные и т.д. Следует указать причины роста остатков нереализованной продукции (неритмичность работы предприятия; скопление на складах предприятия продукции, не пользующейся спросом; несвоевременная оплата продукции заказчиком) В процессе анализа следует определить меры по сокращению остатков готовой продукции, ускорению ее отгрузки и расчетов за продукцию.

2.3 Анализ влияния различных факторов на объем продукции
На изменение объема продукции влияют факторы, характеризующие использование трудовых и материальных ресурсов, ОПФ.
Для выявления величины влияния факторов на изменение объема продукции используются следующие зависимости:
Таблица 2.2 - Типовая форма выявления величины влияния факторов на изменение объема продукции

Объем продукции =

Среднегодовая численность ППП, чел.

Производительность труда, р.: 1000;

Объем продукции =

материальные затраты на производство продукции, тыс. р. материалоемкость продукции, р./р.

Объем продукции =

среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р. фондоотдача, р./р.

Величина влияния указанных факторов на изменение объема продукции рассчитывается приемом элиминирования: влияние среднегодовой численности персонала предприятия и производительности труда способом разниц; влияние материальных затрат и материалоемкости продукции - способом цепных подстановок; влияние среднегодовой стоимости ОПФ и фондоотдачи - способом разниц.

Следовательно, увеличение объема продукции должно обеспечиваться повышением эффективности использования производственных ресурсов: ростом производительности труда и фондоотдачи, снижением материалоемкости продукции.

2.4 Маржинальный анализ затрат на производство продукции и определение точки безубыточности

При любом производстве возникают переменные и постоянные расходы, которые классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация), оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (рекламу, научные разработки и пр.).

Метод прямого вычисления себестоимости (директ-костинг) основан на вычитании из продажной выручки прямых расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ-костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельной прибыли (маржинальной прибыли), которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. - М.: Инфра-М, 2006. - С. 145

В основе расчета безубыточности продаж товаров раньше использовали деление расходов на прямые и косвенные, что приводило к существенным ошибкам в определении критической точки, т.е. объема продаж, после которого должны получать прибыль. Современный расчет безубыточности продаж основан наделении расходов на переменные и постоянные, что позволяет точнее определять критическую точку (определение точки безубыточности и критического объема продаж рассмотрены на примере задачи в приложении А).

Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета стоимости - Директ-Костинг (или система управления стоимостью) В этой системе стоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные затраты собираются на отдельный счет и с заданной периодичностью списываются на финансовый результат предприятия. При этом они находятся под жестким контролем, контролируются сметы по предприятиям и цехам, т. к. экономия или перерасход оказывают влияние на финансовый результат. Главное внимание при проведение маржинального анализа уделяется изучению поведению затрат и ресурсов в зависимости от объемов производства. Это позволяет оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния.

Таким образом, при проведении маржинального анализа и анализа оборачиваемости оборотных средств необходимо обратить внимание на следующие факторы:

1) необходимо делить издержки на переменные и постоянные;

2) постоянные издержки не изменяются в диапазоне деловой активности, который установлен исходя из производственных мощностей и спроса на продукцию;

3) тождество реализации и производства продукции в рамках рассматриваемого периода времени (остатки готовой продукции не изменяются);

4) уровень цен на продукцию и потребляемые ресурсы в течении рассматриваемого периода времени не меняются;

5) пропорциональность поступления выручки объему реализации (пример рассмотрен в приложении Б).

Заключение

Деятельность предприятий отражается в бухгалтерском, статистическом и оперативно-техническом учетах и отчетности. Но сами по себе учет и отчетность не раскрывают в достаточной мере взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных процессов, осуществляемых в ходе деятельности предприятия. Например, в отчетности имеется показатель производительности труда. Но ни в учете, ни в отчетности не вскрывается влияние производительности труда на изменение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, уменьшение потребности в рабочей силе и т.д. Поэтому те стороны деятельности предприятия, которые не могут быть отражены в учете и отчетности, изучают путем их анализа.

Таким образом, анализ хозяйственно-финансовой деятельности является продолжением учета и отчетности и выступает как форма контроля за напряженностью плановых заданий, их качеством и ходом выполнения, выявлением недостатков в работе предприятия и резервов, осуществлением намеченных мероприятий по повышению эффективности производства и качества работы. Анализу деятельности предприятия принадлежит большая роль в обобщении и распространении передового опыта, укрепления конкурентоспособности предприятия.

Товарно-материальные запасы составляют значительную часть активов фирмы. Кроме того, доход от инвестирования в товарно-материальные ценности должен быть выше, чем доход от инвестирования в более ликвидные активы (денежные средства, ценные бумаги). Из этого исходят при вложении денежных средств в товарно-материальные запасы.

В процессе анализа обеспеченности материальными ресурсами выявляют степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах договорами на их поставку и фактическое их выполнение, ритмичность поставок и влияние нарушений в поставке на выполнение предварительной программы, соответствие фактической обеспеченности товарными запасами плановой, снижение объема производства в связи с недостаточной обеспеченностью материальными ресурсами.

До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем оно более подготовлено. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально-техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы.

Значительный отток денежных средств, связанный с расходами на формирование и хранение запасов, делает необходимым поиск путей их сокращения. При этом, речь не идет о сведении величины расходов по созданию и содержанию запасов товарно-материальных ценностей к минимуму. Такое решение, может оказаться неэффективным и может привести к росту потерь другого рода (например, от порчи и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей). Задача состоит в том, чтобы найти «золотую середину» между чрезмерно большими запасами, способными вызвать финансовые затруднения, и чрезмерно малыми запасами, опасными для стабильности производства.

Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно-материальные запасы, необходимо понимать, что при этом предприятие отказывается от альтернативных вариантов вложения денег. А так как, в условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т.е. прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, инвестиций, пополнения оборотных средств и т.д. Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия.

Таким образом, при оперативной работе и своевременном экономическом анализе всех групп производственных запасов и готовой продукции, хранящейся на складе, можно выбрать наиболее выгодный путь развития предприятия, предупредить возможные убытки, связанные с доставкой материально-производственных запасов, изготовлением и реализацией готовой продукции.

Библиографический список

1. Блинова, Т.В. Бухгалтерский учет. / Т.В. Блинова. - М.: Экономика, 2004. - 253 с.

2. Ендовицкий, Д.А. Анализ и оценка эффективности инвестиционной политики коммерческих организаций: Методология и методика. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2003. - 288 с.

3. Журавлев, В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. / В.В. Журавлев. - М.: Инфра-М, 2001. - 567 с.

4. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры./ В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 654 с.

5. Ковалев, В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ПБОЮЛ, 2000. - 424 с.

6. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 640 с.

7. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник./ Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2000. - 392 с.

8. Лобушин, Н.П. Экономический анализ./ Н.П. Лобушин. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 423 с.

9. Лукасевич, И.Я. Анализ финансовых операций: методы, модели, техника вычислений./ И.Я. Лукаскевич. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. - 400 с.

10. Любушкин, Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушкина. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006. - 471 с.

11. Мельник, М.В. Экономический анализ в аудите. / М.В. Мельник. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 542 с.

12. Петрова, В.И. Системный анализ прибыли (на примере промышленных объединений)./ В.И. Петрова. - М.: Финансы, 2003. - 144 с.

13. Прыкин, Б.В. Технико-экономический анализа производства: Учебник для вузов./ Б.В. Прыкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 399 с.

14. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия./ Л.В. Прыкина. - М.: Экономика, 2006. - 407 с.

15. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. - М.: Инфра-М, 2006. - 330 с.

16. Шадрина, Г.В. Комплексный экономический анализ./ Г.В. Шадрина. - М.: Юнити, 2005. - 287 с.

17. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа./ А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 365 с.

18. Курс анализа хозяйственной деятельности: Учебник для экономических вузов/ Под ред. С.К. Татура, А.Д. Шеремета. - М.: Экономика, 2006. - 399 с.

19. Курс экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 412 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.