Выводы:
Дебиторы ОАО "Центролит" - это предприятия с различной формой собственности. Наиболее высокая задолженность имеется у предприятий: ОАО "Шахтинский завод "Гидропривод", ОАО "Строймаш", "Союз кузнецов", ОАО "Орский машиностроительный завод", ЗАО "НАМС-Комплект", "Оборудование", "Гомельский Гидропривод", "Городская знергосбытовая компания", "Авто ГАЗ ресурс-НН", ОАО ГМЗ "Агат" и другие.
В качественном
Показатели
На начало года
На конец года
Отклонение
(+; -)
Темп роста (%)
1
2
3
4
5
Всего заключено договоров, шт.
244
284
40
1,16
Количество договоров, по которым обязательства выполнены полностью, шт.
153
190
37
1,24
Удельный вес договоров, по которым обязательства выполнены полностью в общем объеме заключенных договоров, (%)
0,63
0,66
0,03
1,05
Количество договоров, по которым обязательства выполнены не полностью
91
94
1,03
Удельный вес договоров, по которым обязательства не выполнены полностью в общем объеме заключенных договоров, (%)
0,37
0,33
-0,04
0,89
Количество договоров, по которым обязательства не выполнены в назначенные сроки
78
13
1,17
Удельный вес договоров, по которым обязательство не выполнились вообще в общем, объеме заключенных договоров, (%)
0,32
0
1,00
Прекращение обязательств, шт.
-
Удельный вес договоров, по которым обязательство были прекращены в общем объеме заключенных договоров, (%)
По результатам качественного анализа дебиторской задолженности видно, что возросло число заключаемых предприятием договоров (на 16%), количество договоров, по которым обязательства выполняются полностью, возросло на 24%.
В общем числе доля выполненных договоров возрастает на 5%, уменьшился удельный вес договоров с частично выполненными обязательствами. Правда увеличилось на 17% число договоров, обязательства по которым не выполнены, однако их удельный вес в общей структуре остался неизменным.
Таким образом, рост дебиторской задолженности на предприятии обусловлен наращиванием объема продаж, неплатежеспособностью потребителей.
динамика состава и структура дебиторской задолженности предприятия;
динамика состава и структуры кредиторской задолженности;
анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Показатель
Отклонение (+,-)
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов
14,4
13,4
-1
1. Период погашения дебиторской задолженности, дни
25
27
2. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов,%
22
-3
3. Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов
2,1
1,9
-0,2
4. Период погашения кредиторской задолженности, дни
171
189
18
5. Доля кредиторской задолженности в общем объеме привлеченных средств,%
58,1
65,8
7,7
6. Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности,%
58,8
50,6
-8,2
Выводы.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Снижение данного коэффициента для ОАО "Центролит" за рассматриваемый период свидетельствует об увеличении объема предоставляемых кредитов. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств также уменьшилась, что свидетельствует о повышении мобильности структуры имущества предприятия. Незначительно увеличился срок погашения дебиторской задолженности.
Уменьшилась доля сомнительной дебиторской задолженности на 8,2%, это показывает, что снижения ликвидности предприятия не происходит.
Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Превышение
задолженности
Расчеты
Дебиторская
задолженность
Кредиторская задолженность
дебиторской
кредиторской
С покупателями и заказчиками; поставщиками и подрядчиками
4481
5825
1344
По налогам и сборам
18978
По авансам
3233
11219
7986
По кредитам и займам
36250
По прочим расчетам
3140
4015
875
ИТОГО
10854
76287
65433
Вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности является одним из актуальных. Кредиторская задолженность на предприятии превышает дебиторскую, так как предприятие привлекает дополнительные источники финансирования, имеет задолженность по уплате налогов и сборов. Также выше кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, авансам и прочим расчетам.
Считается, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то предприятие рационально использует средства, т.е. привлекает их в оборот больше, чем отвлекает от оборота. Однако не следует забывать о том, что предприятие обязано погашать кредиторскую задолженность независимо от состояния дебиторской задолженности.
Текущая кредитная политика
Эффект
изменения кредитной политики
Новая
кредитная политика
Валовая выручка от реализации
146461
46878
193339
Торговые скидки
732
1588
2320
Чистая выручка от реализации
145729
48466
195659
Производственные затраты, включая накладные расходы
139784
44741
184525
Прибыль до вычета затрат по кредитованию клиентов
5945
5189
11134
Затраты по кредитованию клиентов:
2661
-124
2537
затраты по поддержанию дебиторской задолженности
1196
608
1804
расходы по анализу платежеспособных клиентов и сбору просроченных платежей
1465
-732
733
Прибыль до вычета налогов
3284
5313
8597
Налоги местные и федеральные
1478
2391
3869
Чистая прибыль
1806
2922
4728
Выручка от реализации ОАО "Центролит" составляет 146461 тыс. руб. При действующей кредитной политике 50% клиентов производят оплату на 10-й день и пользуется скидкой, 40% - на 30-й, а 10% задерживают оплату до 40-го дня. Таким образом, оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, или средний период погашения, составит:
0,5 *10 + 0,4 * 30 + 0,1 * 40 = 21 день.
Общие затраты, связанные с предоставлением скидок, составляют:
0,01 * 146461 *0,5 = 732 тыс. руб.
Затраты по поддержанию дебиторской задолженности определяются как средняя величина дебиторской задолженности, умноженная на долю переменных затрат в объеме реализации и на цену капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность. Доля переменных затрат фирмы равна 70%. Доналоговая цена капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность, равна 20%.
Таким образом, затраты по поддержанию дебиторской задолженности равны:
21* 146461: 360 * 0,70 * 0,20 = 1196 тыс. руб.
В приведенных расчетах использованы лишь переменные затраты, так как они являются именно тем элементом, который должен быть профинансирован. Это переменные затраты на производство товаров, которые должны быть произведены в течение 21 дня, т.е. времени, в течение которого средства омертвлены в дебиторской задолженности.
На анализ платежеспособности потенциальных клиентов и сбор просроченных платежей было израсходовано 1465 тыс. руб.
В результате новой кредитной политики планируется увеличение общего объема реализации на 32% (46878 тыс. руб.), т.е. годовой объем реализации составит:
146461 + 46878 = 193339 тыс. руб.
Предполагается, что увеличение размера предоставляемой скидки приведет к тому, что 60% клиентов будут осуществлять оплату на 10-й день, поэтому расходы на скидку составят:
0,02 *193339 * 0,60 = 2320 тыс. руб.
Половина остальных клиентов будут оплачивать товар на 40-й день, а оставшиеся задержат оплату до 50-го дня. Таким образом, новое значение среднего периода погашения дебиторской задолженности составит:
0,6 * 10 + 0,2 * 40 + 0,2 * 50 = 24 дня.
Вследствие этого возрастут расходы по поддержанию дебиторской задолженности:
24 * 193339: 360 * 0,70 * 0,20 = 1804 тыс. руб.
Компания планирует сократить годовые расходы на кредитный анализ и сбор просроченных задолженностей в 2 раза.
1465: 2 = 733 тыс. руб.
Общий положительный эффект от изменения кредитной политики составит 2922 тыс. руб., т.е. на эту величину возрастет годовая чистая прибыль.
Несомненно, изменение кредитной политики окажет также влияние и на другие показатели. Так, больший объем реализации, возможно, потребует больших запасов товарно-материальных ценностей и наращивания основных средств (в зависимости от загрузки и состояния производственных мощностей). Величина дебиторской задолженности также возрастает. Такое увеличение активов фирмы потребует больших затрат на их финансирование за счет увеличения заемных средств или дополнительной эмиссии обыкновенных акций.
Стоит отметить, что ожидаемое увеличение - чистой прибыли в размере 2922 тыс. руб. - лишь оценочная величина, которая может быть далека от реального эффекта. Причиной этого является, прежде всего неопределенность прогнозируемого прироста объема реализации (под влиянием конкуренции этот показатель может вообще не возрасти).
Также довольно неопределенна оценка числа клиентов, которые решат воспользоваться скидкой при новой политике, затрат на производство при том или ином объеме реализации, затрат на дополнительную дебиторскую задолженность и величины возможных новых безнадежных долгов. Хотя в конечном итоге решение будет основано на субъективных оценках, особенно относительно приемлемой доли риска, но в любом случае такого рода количественный анализ является необходимой частью процесса принятия решения.
Если в результате всех изменений во взаимоотношениях с покупателями ожидается прирост прибыли, который достаточно полно компенсирует возможный риск при изменениях кредитной политики, то в этом случае их следует осуществлять.
1. Артеменко В. Г, Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: Дело и Сервис, 2001.
2. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ. - М.: Проспект, 2006.
3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2005.
4. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб: Экономическая школа, 2000.
5. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. - М.: Кнорус, 2008.
6. Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Экономический анализ. - М.: Высшее образование, 2006.
7. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: Проспект, 2007.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и Статистика. 2005.
9. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
10. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Инфра-М, 2006.
Страницы: 1, 2, 3