Некоторые активы не могут быть связаны с деятельностью конкретного сегмента (например, здание головного офиса). Такие активы относятся на деятельность компании.
При формировании информации о сегментах бизнеса стремятся увязать активы, доходы и расходы. Например, если в расходы сегмента включена амортизация объектов основных средств, то такие основные средства войдут в состав активов сегмента.
Обязательства сегмента обычно представлены обязательствами, которые возникают при производстве и продаже конкретных видов продукции в конкретных регионах.
Позиция организации в части выделения отчетных сегментов должна быть оформлена отдельным пунктом учетной политики.
С точки зрения существенности рисков отдельных сегментов бизнеса, а также их участия в формировании совокупных финансовых результатов организация самостоятельно определяет приоритетность информации об операционных и географических сегментах, что выражается в объёме информации, подлежащей раскрытию.
Информацию, признанную приоритетной, называют первичной информацией. Такая информация раскрывается в отчетности более подробно, чем та, которая была признана вторичной (перечень необходимой раскрываемой первичной и вторичной информации по операционным и географическим сегментам приведен в ПБУ 12/2000).
Если риски и прибыли определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах и услугах, то первичной считается информация об операционных сегментах.
Если риски определяются различиями в географических условиях деятельности или клиентах, то первичной признается информация о географических сегментах.
Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических условиях деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.
Если организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчётности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчётным сегментам производится на основе решения руководителя организации.
В составе первичной информации по отчётному сегменту в бухгалтерской отчётности раскрываются следующие показатели:
· общая величина выручки, в том числе полученной от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
· финансовый результат (прибыль или убыток);
· общая балансовая величина активов;
· общая величина обязательств;
· общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
· общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
· совокупная доля в чистой прибыли(убытке) зависимых и дочерних обществ, от совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.
Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:
· величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта,- для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;
· балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов- для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;
· величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов- для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.
Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов, раскрывается в бухгалтерской отчетности следующими показателями:
· выручка от продажи внешним покупателям;
· балансовая величина активов;
· величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
При анализе информации по сегментам следует учитывать фактор субъективности, поскольку выбор конкретных сегментов и тем более оценку их приоритетности составитель отчётности осуществляет самостоятельно
В процессе анализа сегментов прежде всего следует оценить их вклад в формирование выручки и прибыли организации в целом. Не менее важна оценка относительных показателей(рентабельности продаж и активов, оборачиваемости средств).
Сравнительный анализ показателей, характеризующих деятельность операционных или географических сегментов, позволяет увидеть проблемы их функционирования и риски деятельности.
3. АНАЛИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ
Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) оформляют по образцу, утвержденному приказом Минфина России от 22.07.2003 г.№67 н.
Для заполнения разделов "Нематериальные активы", "Основные средства", "Доходные вложения в материальные ценности", "Дебиторская и кредиторская задолженность" приложения к бухгалтерскому балансу в журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета расчетов должна выделяться необходимая информация на основании первичных учетных документов.
На примере приложения №1,№2 проведем анализ формы № 5 ОАО "Молоко" за 2007 г.
Анализ нематериальных активов
Источниками информации при анализе являются: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5, раздел 4 "Нематериальные активы"), пояснительная записка, раскрывающая информацию о способах начисления амортизации, обосновании строка полезного использования, порядке списания.
Основными задачами анализа нематериальных активов (НМА) являются:
1. анализ объема, динамики, структуры и состояния НМА;
2. анализ по видам, срокам полезного использования и правовой защищенности;
3. анализ эффективности использования НМА.
Учитывая весьма значительные суммы, которыми характеризуется стоимость нематериальных активов в тех организациях, которые используют современные дорогостоящие компьютерные программы, весьма важно выяснить выбранные методы амортизации нематериальных активов и, используя данные формы № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", оценить величину начисленной амортизации. Величина данного показателя может оказать значительное влияние на величины текущих расходов, финансового результата, рентабельность деятельности.
На величину нематериальных активов в балансе и на расходы организации оказывает влияние срок их полезного использования.
Срок полезного использования объектов НМА определяется организацией самостоятельно исходя из:
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
- ожидаемого срока полезного использования, в течение которого предполагается получать экономические выгоды.
По таким объектам, как организационные расходы и деловая репутация, относимым к составу нематериальных активов, амортизационные отчисления отражаются путем равномерного списания (уменьшения) их первоначальной стоимости в течении 20 лет (но не более срока деятельности организации).
Для анализа информации о составе, структуре и движении нематериальных активов ОАО "Молоко" используем таблицу 1.1
Таблица 1.1
Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов
Наименование
Движение средств за 2007 год
Изме-
Темпы
показателя
остаток
поступило
выбыло
нение
роста
на начало
на конец
уд.веса
остат-
периода
ков,%
тыс.
уд.
ков (+,-),
руб.
вес
%
Объекты интеллектуальной собственности
в том числе:
710
100,0
417
100
359
768
0
108.17
у патентообладателя на изобретение,
промышленный образец, полезную модель
290
40.85
304
72.90
235
30.60
-10,25
81.03
у право обладателя на программу ЭВМ,
базы данных
420
59.15
420,0
54.69
-4,47
у право обладателя
на типологии интегральных микросхем
у владельца на товарный знак
и знак обслуживания, наименование места
нахождения товаров
113
27,1
113,0
14,71
у патентообладателя
на селекционные достижения
организационные расходы
Деловая репутация организации
Прочие
-359
768,0
108,17
Итого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6