Показатели
По плану на фактический выпуск
Фактический
Материалы
5830
4940
Покупные изделия и полуфабрикаты
2420
3800
Топливо и энергия
3900
4200
Основная з/п рабочих
11200
10500
В том числе нормативная з/п с р. н.
7200
8500
Премия с р. н.
4000
2000
Дополнительная з/п
2100
Отчисления на социальное страхование
4150
3820
РС и ЭО
25600
26100
Общественные расходы
40120
35320
Потери от брака
4300
4260
Цеховая себестоимость
101320
95040
Введение
Изучение явлений природы невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от греческого слова "analizis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлений.
Современное состояние анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.
Важной функцией ахд является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
К функциям анализа также относится контроль над выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Ряд экономистов принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю. Однако, анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.
Центральная функция ахд, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций ахд.
Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения мероприятий по их использованию.
Раздел I. Анализ выполнения плана производства
Основная цель анализа заключается в установлении степени выполнения плана по:
объему товарной продукции;
номенклатуре;
ритмичности выпуска продукции;
выявлении причин не выполнения планового задания;
выявлению внутрипроизводственных резервов, рациональных путей их решения.
Анализ выполнения плана по объему товарной продукции Анализ выполнения плана по объему товарной продукции включает в себя:
общую оценку выполнения плана по объему товарной продукции;
оценку выполнения темпов роста объемов производства товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом;
определение влияния факторов на выполнение плана по объему товарной продукции.
Исходной информацией для анализа плана производства являются данные счетов:
по товарной продукции цеха;
о движении деталей в производстве (форма ОП-120)
оперативного учета бухгалтерии цеха.
Анализ начинается с общей оценки выполнения плана, с выполнением темпов роста объема производства по сравнению с предыдущим периодом.
Таблица №1.1.1 - Анализ выполнения плана по объему товарной продукции
№ п/п
Единицы измерения
Отчет за соответств.
период прошлого года
Анализируемые периоды прошлого года
Отч. период прошлого года и соответствующий период прошлого года, %
План
Факт
Выполнение плана, %
1
Товарная продукция
млн. руб.
13,4
13,6
13,5
99,26
100,75
Вывод: Из приведенных данных видно, что план по выпуску продукции был не выполнен на 0,74% по сравнению с плановым показателем, а по отношению к прошлому году план был перевыполнен на 0,75%, таким образом, наблюдается динамика роста товарной продукции по отношению к прошлому году.
В процессе анализа необходимо определить влияние факторов на изменение объема товарной продукции, которыми являются:
численность рабочих;
уровень производительности труда.
Для выявления влияния переменных факторов на изменение товарной продукции используется метод цепных подстановок.
Связь между рассматриваемыми показателями выражается двухфакторной мультипликативной моделью:
Условные обозначения
Анализируемые периоды
Процент выполнения плана, %
ТП
2
Численность
Основных рабочих
ЧР
чел.
66
65
98,48
3
Среднегодовая выработка одного основного рабочего
ГВ
тыс.руб./чел.
206,06
207,67
100,79
ТП = ЧЧГВ, млн.руб.
где ТП - объем товарной продукции, млн. руб.
ЧР - численность рабочих, чел.
ГВ - годовая выработка одного рабочего.
Анализ изменения товарной продукции методом цепных подстановок
ТПпл. = 66 Ч 206,06 = 13599,96 тыс. руб.
ТПфакт. = 65 Ч 207,69 = 13499,85 тыс. ру.
Определяем влияние численности производственных рабочих
ТП = 65 Ч 206,06 = 13393,9 тыс. руб.
13393,9 - 13599,96 = - 206,06 тыс. руб.
Определяем влияние среднегодовой выработки
ТП= 66 Ч 207,69 = 13700,07 тыс. руб.
13700,07 - 13393,9 = 306,17 тыс. руб.
Проверка:
13599,96 - 13499,85 = -206,06+306,17
100,11=100,11
Анализируемый период
Отклонение
1. Товарная продукция в т.ч. оптовая продукция
11,18
11,41
102,06
-0,1
+0,23
2. Удельный вес оптовой продукции в общем объеме товарной продукции
%
82,24
84,5
-
+2,26
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5