Рефераты. Анализ деятельности автотранспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее улучшение работы автогаража хозяйства

Структура годовых затрат по грузовому парку приведена в таблице 14.

Из табл.14 видно, что основные виды расходов, возникающих при эксплуатации грузовых автомобилей, связаны с приобретением ГСМ (45,5 % всех расходов) и заработной платой с начислениями по ЕСН (36,8 % всех расходов). В сумме по указанным статьям расходуется 82,3 % всех денежных средств, обеспечивающих использование грузовиков. Расходы на амортизацию представляются заниженными. По-видимому, сказались способы переоценки основных средств, в процессе которой первоначальная стоимость старых по вводу в эксплуатацию грузовых машин СПК "Восход" была умножена на невысокий коэффициент восстановления прежней стоимости. Правда, услуги по ремонту и по приобретению запчастей также относительно невысоки. Это можно объяснить бережным отношением водителей к своим машинам и их относительно невысокой загрузкой. Об этом можно судить по среднему показателю выработанных на одну машину тонно-километров (69,8 тыс.ткм).

Приведенная в таблице 14 структура себестоимости затрат свидетельствует о том, что наиболее рациональными способами повышения эффективности использования грузового автотранспорта в СПК "Восход" могло бы быть уменьшение при-

Таблица 14 - Структура себестоимости работ грузовых автомобилей
в СПК "Восход" в 2002 г.

Статьи затрат

Сумма,
тыс.руб.

В %
к итогу

Всего затрат

950,9

100

В том числе: зарплата

277,3

29,2

Начисления ЕСН

72,3

7,6

Нефтепродукты

432,2

45,5

Запасные части и ремонтные материалы

69,7

7,3

Услуги по ремонту

18,1

1,9

Амортизация

25,7

2,7

Прочие прямые затраты

32,5

3,4

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

23,1

2,4

Сделано тыс.ткм

1047

х

Себестоимость 1 ткм, руб.

0,91

х

мерно на 20 % общей численности автомобилей (с 15 до 12) при сохранении и даже определенном увеличении объема грузоперевозок (тонно-километров) путем введения в действие факторов, показанных на рис.2. В этом случае могла бы возникнуть некоторая экономия расходов ГСМ, а также постоянных затрат, относимых на единицу работ.

4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности

использования грузовых автомобилей в СПК "Восход"

Для реализации резервов повышения эффективности использования грузовых автомобилей необходимо улучшить ряд показателей, отраженных на рисунке 2. При этом, как уже отмечалось, сразу следует отказаться от увеличения численности автомобилей, так как недостаточно интенсивно используется имеющийся их парк. Нужно ориентироваться на показатели, влияющие на повышение среднегодовой выработки машин.

Одним из таких показателей является коэффициент использования рабочего времени автомобилей. Этот коэффициент не обозначен на рис.2. Обозначим его как Км. Он рассчитывается так:

Км =

Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше будет величина коэффициента Км. И, наоборот, чем большими окажутся целодневные простои автомобилей, тем ниже будет уровень Км. Основная причина снижения Км - простои автомобилей вследствие неисправностей, помолок, длительного пребывания в ремонте. Это значит: чем ниже Км, тем хуже используется автопарк хозяйства. Вот почему такое большое значение для производительного использования автопарка имеет еще один коэффициент - технической готовности машин (К кт). Он рассчитывается с помощью формулы:

Ктг =

Правда, рассмотренные показатели не отражают результатов использования автомобилей в течение рабочего дня. Грузовики находятся в пробеге не весь рабочий день. Часть дня они простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам, включая организационные. Сокращение таких простоев будет способствовать повышению эффективности использования автопарка. Поэтому важным резервом улучшения использования автомобилей на протяжении рабочего дня является повышение коэффициента использования их рабочего времени. На рис.2 он обозначен как Кр. Он рассчитывается так:

Кр =

Но и этого коэффициента недостаточно для характеристики степени использования автомашин в течение рабочего дня. К сожалению, в СПК "Восход" нередки случаи, когда грузовики делают порожние рейсы не только в одну сторону, но иногда в обе стороны, т.е. не выполнив никакой полезной работы. Поэтому, как было показано на рис.2, требуется максимально приближать к единице значение коэффициента использования пробега Кп. Он рассчитывается следующим образом:

Кр =

Уменьшение Кп свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы грузового автопарка.

Не менее важное значение имеет степень использования грузоподъемности машин. В СПК "Восход" нередко случается, когда автомобили относительно большей грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов. В результате использования автопарка ухудшается. Для анализа указанного явления следует определять и принимать меры по повышению указанного на рис.2 коэффициента использования грузоподъемности машин Кгр. Он рассчитывается с помощью формулы:

Кр =

Чтобы рассчитать величину средней загруженности автомашины, следует общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.

Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения, приближения ее к технически целесообразной. Это также показано на рис.2. Скорость Ск определяется делением общего пробега на количество часов нахождения общего пробега на количество часов нахождения машин в наряде.

Для обобщающей характеристики работы грузового автопарка, как показано на рис.2, используют показатели среднечасовой, среднедневной и, наконец, среднегодовой выработки машин. Эти показатели во многом являются производными от предыдущих, т.е. рассчитываются на их основе.

Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость 1икм. Поэтому, как отмечалось в конце предыдущего параграфа, нужно принять все возможные меры для увеличения грузооборота без пропорционального роста затрат, хотя на оплату труда затраты следовало бы увеличить. У водителей и других работников автогаража СПК "Восход" зарплата лишь немногим выше прожиточного минимума.

Используя первичные документы по автогаражу, а также показатели приведенной выше таблицы 13 и при применении указанных выше формул для расчета коэффициентов, составим таблицу 15. Она отражает основные показатели работы грузового парка СПК "Восход" за 2000-2002 гг. и в среднем за эти годы.

Из таблицы 15 видно, что численность автопарка грузовых машин в СПК "Восход" за три года осталась без изменений на уровне 15 единиц. Однако общий тоннаж автомобилей в 2002 г. увеличился на 3 тонны, достигнув общей величины 63 тонны. Увеличение тоннажа произошло вследствие обмена 4-тонного самосвала марки ГАЗ-САЗ на 7-тонный "КамАЗ" (при некоторой доплате прежнему владельцу). Похожая операция была осуществлена и годом раньше. Поэтому средняя грузоподъемность автомашин в СПК "Восход" в 2001 и 2002 гг. превысила показатель 2000 г. Количество дней нахождения автомобилей в хозяйстве в течение трех лет изменилось незначительно, так как общая численность машин сохранилась без изменений. Лишь в 2002 г., когда меняли "ГАЗ-САЗ" на "КамАЗ" несколько месяцев общая численность автомобилей уменьшалась, вызвав соответствующее уменьшение рассматриваемого показателя. Ведь он определяется умножением числа автомобилей на количество дней пребывания каждого из них в хозяйстве, а затем суммированием этих показателей по всем машинам.

Таблица 15 - Показатели использования грузовых автомобилей
в СПК "Восход" в 2000-2002 гг.

Показатели

Годы

В среднем

2000

2001

2002

1. Среднегодовое количество грузовых автомобилей

15

15

15

15

2. Общий тоннаж, т

60

60

63

61

3. Средняя грузоподъемность автомобилей, т

3,9

4,0

4,2

4,0

4. Автомобиле-дни нахождения автомобилей в хозяйстве

5475

5472

5380

5442

5. В том числе: в ремонте

450

649

747

615

6. в работе

4049

3868

3604

3840

7. Отработано одним автомобилем за год, дней

270

258

246

258

8. Коэффициент технической готовности автомобилей

0,92

0,88

0,86

0,89

9. Коэффициент использования автомобилей в работе

0,74

0,71

0,67

0,71

10. Время нахождения машин (ч):

в наряде

32400

30960

29600

30987

11. в пробеге

22680

21982

20128

21597

12. Коэффициент использования рабочего времени

0,70

0,71

0,68

0,70

13. Общий пробег машин, тыс.км

315

291

316

307

14. В том числе с грузом, тыс.км

189

163

165

172

15. Коэффициент использования пробега

0,60

0,56

0,52

0,56

16. Объем грузооборота, тыс.км

908

902

1047

952

17. Средняя загруженность машины, т

3,0

2,7

2,9

2,9

18. Коэффициент использования грузоподъемности машин

0,77

0,68

0,69

0,71

19. Средняя скорость, км/ч

13,9

13,2

15,7

14,3

20. Объем перевезенных грузов, тыс.т

24,8

25,5

26,8

25,7

21. Среднее расстояние перевозок, км

36,6

35,4

39,1

37,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.