По данным Госкомстата, за последние годы парк основных видов сельскохозяйственной техники сократился до 40 % и составил по основным машинам около 55-65 % от нормативного. Машинно-тракторный парк "состарился", 42 % тракторов региона работает сверх амортизационного срока, из остальных - 70 % эксплуатируется по 8-10 лет. Еще хуже положение с комбайнами. Сверх амортизационного срока эксплуатируется 65 % зерноуборочных комбайнов. Поэтому важной задачей является обоснование оптимального состава машинно-тракторного парка, который обеспечил бы выполнение годового комплекса работ в оптимальные агротехнические сроки при минимальном расходе горючего.
С этой целью нами разработана и на примере ОАО "Эфко-Победа" Алексеевского района Белгородской области апробирована экономико- математическая модель оптимизации состава машинно-тракторного парка, значительно отличающаяся от моделей, предлагаемых в отечественной и зарубежной литературе.
Под оптимальным составом машинно-тракторного парка в данном случае понимается такое сочетание тракторов и сельскохозяйственных машин, которое бы обеспечило выполнение годового комплекса работ в оптимальные агротехнические сроки при минимальном расходе горючего.
За прошедшие два года стоимость дизельного топлива увеличилась более чем в два раза. Мировая экономика готовится к очередному энергетическому кризису. По оценкам экспертов уже в ближайшее время стоимость дизельного топлива может подняться до уровня 20 рублей за литр, поэтому экономное его расходование является одной из важнейших задач современного сельскохозяйственного предприятия в условиях рыночной экономики. Именно поэтому в качестве критерия оптимальности данной экономико-математической задачи мною был выбран минимум расхода горючего.
Объектом исследования в нашем случае является состав машинно- тракторного парка сельскохозяйственного предприятия на примере ОАО "Эфко- Победа" Алексеевского района Белгородской области.
По последним данным в хозяйстве имеется следующий парк тракторов (таблица № 1) и сельхозмашин (таблица № 2).
Реестр тракторов (Эфко-Победа) Таблица № 1
|№ |Наименование |Марка |Кол-во | |1 |колесный |К-701 |2 | |2 |гусеничный |Т-150 |2 | |3 |колесный |Т-150К |3 | |4 |колесный |МТЗ-82 |5 | |5 |колесный |МТЗ-80 |6 | |6 |колесный |ЮМЗ-6 |2 | |7 |гусеничный |ДТ-75М |4 | |8 |гусеничный |ДТ-75П |3 |
Реестр сельхозмашин (Эфко-Победа) Таблица № 2
|№ |Наименование |Марка с/х машины |Кол-во | |1 |Плуг |ПЛН-4-35 |3 | |2 |Погрузчик |ПФП-1,2 |1 | |3 |Погрузчик |ПЭ-0,8 |2 | |4 |Сеялка |СОН-2,8 |2 | |5 |Сеялка |СЗТ-3,6 |1 | |6 |Сеялка |«Полесье» |1 | |7 |Сеялка |Свек. (франц) |2 | |8 |Культиватор |КПСС-4 |5 | |9 |Культиватор |УСМК-5,4 |2 | |10 |Культиватор |КРН-5,6 |2 | |11 |Культиватор |КОН-2,8 |2 | |12 |Борона |БДТ-3 |7 | |13 |Борона |БЗП-0,7 |6 | |14 |Жатка |КСК-100 |1 | |15 |Жатка |ДОН-1500 |3 | |16 |Косилка |КРН-2,1 |4 | |17 |Пресс |ПРЛ-1,6 |2 | |18 |Пресс |ПОФ-750 |1 | |19 |Грабли |ГВК-6 |2 | |20 |Зерномёт |ЗМ-60 |2 | |22 |Зернопогрузчик |ЗПС-100 |1 | |№ |Наименование |Марка с/х машины |Кол-во | |23 |Очиститель |ЗАВ-40 |4 | |24 |Разбрасыватель |РОУ-6 |2 | |25 |Разбрасыватель |АИР-20 |2 | |26 |Ботвоуборочная машина |БМ-6А |2 | |27 |Протравливатель семян |ПС-10А |1 | |28 |Опрыскиватель |ОП-2000 |2 | |29 |Разравниватель |Д-535 |1 | |30 |Транспортировщик |1-РМГ-4 |1 | |31 |Прицеп |2ПТС_4 |4 |
ОАО «Эфко-Победа» является крупным хозяйством Алексеевского района. Постановка задачи формулируется следующим образом: определить такой состав машинно-тракторного парка, который обеспечит выполнение всех работ в оптимальные агротехнические сроки при минимальном расходе горючего.
Для составления модели по определению оптимального состава машинно- тракторного парка и его использования необходимо разработать технологию возделывания сельскохозяйственных культур, определить объем работ, обосновать агротехнические сроки их выполнения. Необходимо также определить нормы выработки для каждого трактора и каждой сельскохозяйственной машины, определить расход горючего для каждой сцепки.
Все сельскохозяйственные работы выполняются в определенной последовательности. Поэтому годовой комплекс работ разделен на пять агротехнических периодов:
I - осенне-зимний;
II - весенний;
III - междурядной обработки пропашных культур и сенокошения;
IV - уборки зерновых культур, очистки полей, лущения стерни, ранней вспашки;
V – уборки поздних культур, сева озимых, зяблевой вспашки.
Важное значение имеет обоснование выбора сельскохозяйственных машин и тракторов, их агрегатирования, коэффициентов сменности, производительности агрегатов. В связи с тем, что тракторы агрегатируются с различными машинами и орудиями, необходимо установить число возможных дней, которое они могут работать в каждом агротехническом периоде.
2. Расчетная часть
1. Выбор и обоснование марочного состава тракторов и сельхозмашин
При обосновании типов и марок тракторов следует руководствоваться следующими соображениями.
Необходимо выбрать тракторы двух – трех марок, т.к. большая разномарочность парка осложняет ТО, вызывает необходимость иметь большое количество запасных частей, а одномарочный состав снижает производительность и повышает экономичность работы агрегатов. Тракторы по своим тяговым усилиям должны соответствовать тяговым сопротивлениям сельскохозяйственных машин.
Комплектование МТА производится в основном уже имеющимися машинами, но при выборе сельскохозяйственных машин лучше выбрать те, которые обеспечивают высокое качество работы и меньшие эксплуатационные затраты.
Для выполнения работ, указанных в задании, выбираем две марки тракторов - МТЗ-80 и ДТ-75.
Прилагаемые сельскохозяйственные машины Таблица №3
|Перечень основных операций |Марка |Ширина |Масса | | | |захвата |(кг) | | | |(м) | | |Погрузка орг. удобрений |ПФП-1,2 |- |1780 | |Транспортировка массы травы |2-ПТС-4 |- |1300 | |Дискование зяби |БДТ-3 |3 |1850 | |Внесение орг. удобрений в почву |РОУ-6 |6 |2000 | |Перепашка зяби |ПЛН-4-35 |1,4 |750 | |Погрузка мин. удобрений |ПЭ-0,8 | |2400 | |Дробление мин. удобрений |АИР-20 | |1880 | |Транспортировка и внесение мин. |1-РМГ-4 |6-14 |1430 | |Удобрений | | | | |Нарезка гребней |КОН-2,8 |2,8 |1500 | |Посев моркови |СОН-2,8 |2,8 |2200 | |Дискование с боронованием |БДТ-3 |3 |1850 | |Разравнивание массы трав |Д-535 | | | |Междурядная обработка |КОН-2,8 |2,8 |1450 |
2. Составление плана механизированных работ
Объём механизированных работ на летний период, необходимый для определения количественного состава подразделения МТП, устанавливается с помощью технологических карт, которые составляются по всем возделываемым в подразделении культурам. Если в подразделении хозяйства имеется большое количество сельскохозяйственных культур на малых площадях, допускается с разрешения руководителя проекта объединить родственные культуры.
Технологические карты составляются по форме в виде таблицы. На основе технологических карт, взятых в хозяйстве по каждой культуре, составляется перечень всех работ, планируемых к выполнению в подразделении при возделывании данной культуры.
Каждому виду работ присваивается порядковый номер–шифр (графа №1 плана). В графу №3 заносятся основные единицы измерения. Состав МТА для выполнения каждой работы подбирается с учётом обеспечения необходимого качества работы, высокой производительности и наименьших затрат труда и средств на единицу выполняемой работы в условиях данного подразделения.
Количество машин в агрегате применяется на основании рекомендаций с учетом конкретных условий подразделения так, чтобы обеспечить оптимальную загрузку тракторов, максимальную производительность при высоком качестве выполняемых работ.
Норма расхода топлива принимается по данным хозяйства в зависимости от марки машин и выполняемой работы или по нормативным справочникам.
Необходимое количество топлива определяется умножением объёма работ на норму расхода топлива и записывается в графу марки трактора, выполняющего эту работу.
Составление технологической карты заключается в последовательном принятии конкретных решений. На основе методов программирования урожая определяют потенциально возможный уровень урожая по основным лимитирующим факторам: по обеспеченности солнечной энергией, влагообеспеченности и тепловым ресурсам. Урожайность принимают равной минимальному значению для указанных лимитирующих факторов. Для принятой урожайности определяют условия ее достижения и перечень основных и вспомогательных технологических процессов производственного цикла.
При заполнении необходимо в строгом соответствии с агросроками заносить все работы из технологических карт и не допустить ошибок, так как план механизированных работ является основой для построения графиков машиноиспользования тракторов. 2.3 Построение графиков машиноиспользования и интегральных кривых расхода топлива в кг
Цель построения графиков загрузки – выявить максимальную потребность в тракторах каждой марки в напряжённые периоды сельскохозяйственных работ путем корректировки графиков, установить их максимально необходимое количество, которое позволит выполнить запланированные работы в оптимальные агротехнические сроки.
График машиноиспользования тракторов строится по данным плана механизированных работ следующим образом:
- В прямоугольных осях координат абсцисс откладывается время производимых работ в календарных днях, а по оси ординат потребное количество тракторов.
- По каждой работе строим прямоугольники, одна сторона которых соответствует агросрокам (графа №5 плана), другая потребному количеству агрегатов (графа №14 плана).
- Прямоугольники отдельных работ, совпадающих по срокам строим один над другим.
После построения графика проводим его корректировку, учитывая:
- изменение сменности рабочего дня;
- изменение количества рабочих дней в пределах агросрока;
- передачу частей или полного объёма работ для выполнения тракторам других марок, менее загруженным в данный период.
Для построения интегрального графика расход топлива определяем путём выборки из плана механизированных работ и суммированием его по отдельным работам. Построение кривой начинаем на оси абсцисс из точки, соответствующей началу выполнения работ, на вертикали, соответствующей концу выполнения работы, откладываем отрезок равный расходу топлива одним трактором на этой работе. Конец этого отрезка и начало работы на оси абсцисс соединяем прямой линией. Если вслед за этой работой выполняется следующая, без разрыва во времени, то на правой вертикальной стороне второго прямоугольника откладываем отрезок равный суммарному расходу топлива при выполнении первой и второй работ. Конец этого отрезка соединяем с концом первого прямой линией. Если имеется отрезок времени, когда работы не выполняются, то на этом промежутке проводим линию параллельно оси абсцисс.
Используя полученные кривые, можно составить график ТО и график полевых условий.
4. Определение потребного количества тракторов и сельскохозяйственных машин
Количество тракторов по каждой марке устанавливаем по наиболее напряженной работе (пиковой нагрузке), которая определяет эксплуатационное количество тракторов.
Списочное же количество тракторов должно быть несколько больше в связи с неизбежностью простоев при выполнении ТО и ремонта.
Списочное количество тракторов:
nсп = nэ/Tт.г. (1)
- nсп –эксплуатационное количество тракторов
- Tт.г- коэффициент технической готовности (0,85-0,95)
МТЗ-80 nсп = nэ/Tт.г. = 7 / 0,9 = 8 (шт.)
ДТ-75 nсп = nэ/Tт.г. = 2 / 0,9 = 2 (шт.)
Необходимое количество сельскохозяйственных машин по маркам определяем путем сопоставления плана механизированных работ и графика машиноиспользования.
Потребность тракторов и сельскохозяйственных машин представляем в виде таблицы.
Потребности МТП Таблица №4
| | | |Количество штук | |№ |Наименование |Марка | | | |машины | | | | | | |В |По проекту|Требуется | | | | |хоз-ве | | | | | | | | |Списать |Купить | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 | |1 |Колёсный |МТЗ-80 |6 |7 |- |1 | | |трактор | | | | | | |2 |Гусеничный |ДТ-75 |4 |2 |2 |- | | |трактор | | | | | | |3 |Погрузчик |ПФП-1,2 |1 |1 |- |- | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 | |4 |Транспортировщ|2-ПТС-4 |4 |3 |1 |- | | |ик | | | | | | |5 | Борона |БДТ-3 |7 |1 |6 |- | |6 | Разбрас-тель |РОУ-6 |2 |3 |- |1 | |7 | Плуг |ПЛН-4-35 |3 |1 |2 |- | |8 |Погрузчик |ПЭ-0,8 |2 |1 |1 |- | |9 |Разбрас-тель |АИР-20 |2 |1 |1 |- | |10 |Транспортировщ|1-РМГ-4 |1 |2 |- |1 | | |ик | | | | | | |11 |Культиватор |КОН-2,8 |2 |2 |- |- | |12 |Сеялка |СОН-2,8 |2 |2 |- |- | |13 |Разрав-ватель |Д-535 |1 |1 |- |- |
5. Определение потребности в ТСМ
Потребности в дизельном топливе определяем суммированием графы 17 плана механизированных работ, отдельно по маркам тракторов. Количество смазочных материалов и пускового бензина находим в процентах от дизельного топлива. Данные расчета сводим в таблицу № 5.
Расчет потребности в ТСМ на весенне-летний период
Таблица №5
|Марка |Диз.то|Диз. масло|Автол |Солидол |Трансмисси|Пусковой | |тракто|пливо | | | |онное |бензин | |ра |(ц) | | | |масло | | |1 |Общий фонд зарплаты с отчислениями, Фзпо |181,83 | |2 |Стоимость ТСМ, Стсм |290,4 | |3 |Затраты, З |384,12 | |4 |Всего, SС |856,35 |
4.5 Определение прямых эксплуатационных затрат
. В расчёте на 1 га
SС
Зга = ———, (руб/га) (50)
S
856,35 Зга = ——— = 35,68 руб/час.
24
. В расчёте на один час работы
Зч = ———, (руб/час) (51)
П
856,35 Зч = ——— = 611,68 руб/час
1,4
Заключение
Методы оптимального планирования характеризуются всеми теми положительными моментами, которые присущи традиционным методам. Экономико-математическое моделирование и реализация расчетов на ЭВМ открывают неограниченные возможности в получении необходимого количества вариантов плана. При решении экономико-математических задач все вопросы решаются в строго количественных пропорциях между всеми сторонами производства в единой балансовой взаимоувязке между ними. Преимущество их состоит в обеспечении оптимальных решений, а реализация их на ЭВМ позволяет получать эти решения за короткий промежуток времени. При этом обеспечивается экономическая оценка плана как единого комплекса отраслей с учетом всех воздействующих на него факторов. Результаты решения экономико-математической модели показали, что хозяйство обеспечено техникой и сельскохозяйственными машинами лишь на две трети. Одной из основных причин сокращения сельскохозяйственного производства являются значительные сбои в материально-техническом обеспечении сельского хозяйства. По данным Госкомстата, за последние годы парк основных видов сельскохозяйственной техники сократился до 40 % и составил по основным машинам около 55-65 % от нормативного. Машинно-тракторный парк "состарился", 42 % тракторов региона работает сверх амортизационного срока, из остальных - 70 % эксплуатируется по 8-10 лет. Еще хуже положение с комбайнами. Сверх амортизационного срока эксплуатируется 65 % зерноуборочных комбайнов. Ситуация с дефицитом техники и сельхозмашин характерна не только для данного предприятия, но и для хозяйств всей страны. Разумеется, хозяйства самостоятельно не в состоянии произвести инвестиции такого объема. Одним из способов выхода из создавшейся ситуации является теснейшая интеграция сельскохозяйственных предприятий с сильными перерабатывающими предприятиями. Список используемой литературы
1. Н. И. Верещагин, А. Г. Левшин, А. Н. Скороходов, С. Н. Киселев, В. П.
Косырев, В. В. Зубков, М. И. Горшков, Организация и технология механизированных работ в растениеводстве, Москва «Академия» 2000
2. А. Т. Буряков, М. В. Кузьмин, Справочник по механизации полеводства,
Москва «Колос» 1971
3. Л. Т. Пашедко, И. И. Самоходская, С. К. Селиверстова, Б. А. Шашков,
Организация и технология механизированных работ, Москва «Колос» 1976
4. В. И. Фортуна, С. К. Миронюк, Технология механизированных сельскохозяйственных работ, Москва Агропромиздат 1986
5. Н. Э. Фере, В. З. Бубнов, А. В. Еленев, Л. М. Пильщиков, Пособие по эксплуатации машинно-тракторного парка, Москва «Колос» 1978
6. С. А. Иофинов, Э. П. Бабенко, Ю. А. Зуев, Справочник по эксплуатации машинно-тракторного парка, Москва Агропромиздат, 1985
7. Г. И. Ярмолкевич, Технология механизированных сельскохозяйственных работ, Методическая разработка по курсовому проектированию, Загорск
1987
8. Г. И. Ярмолкевич, Технология механизированных сельскохозяйственных работ, Приложения к методической разработке по курсовому проектированию, Загорск 1987
----------------------- А
Е
Lг
L
Страницы: 1, 2