Рефераты. Совершенствование сбытовой деятельности малых предприятий в составе НПКХ Азовский фермер p> 2. Характеристика производимой продукции

Ростовская область расположена на юго-западе России на берегах
Азовского моря, которое имеет выход в Черное море.

Климат достаточно нестабильный. Влияние моря небольшое, так как горная цепь Кавказа тянется до Крыма и останавливает потоки теплого воздуха зимой, которые могли бы смягчить климат. Осадки являются важнейшим ограничивающим фактором, их количество варьируется от 800 мм на юге области, до 400 мм на севере и востоке области. Последние заморозки бывают в конце апреля, первые – в октябре.

Почвы на юге области – одни из лучших Российских черноземов, а на севере и востоке – бурые. Благодаря высокому уровню рН у почв очень хорошая структура, благоприятствующая развитию корневой системы и получению растениями питательных веществ.

Уровень содержания органического вещества достаточно высок (3,5 %), но процесс минерализации достаточно медленный из-за морозов зимой и засухи летом. Общее содержание в почвах фосфора чаще всего достаточно для получения урожаев подсолнечника. Содержание калия достаточно высоко, при выращивании картофеля и подсолнечника необходима осторожность.

Малыми предприятиями Партнерства производятся следующие виды продукции:

. зерновые: пшеница, ячмень;

. пропашные культуры: подсолнечник, кукуруза на зерно, сахарная свекла;

. овощи: лук, картофель, помидоры, огурцы, капуста, сладкий перец, морковь.

Ячмень – наиболее неухоженная культура. Чаще всего его выращивают не на продажу, а для того, чтобы отдать в качестве арендной платы за земельные паи. Ячмень идет после озимой пшеницы в севообороте подсолнечник – пар – озимая пшеница – ячмень. Ячмень (яровой и озимый) в фуражных целях занимает до 20 % севооборота.

Озимая пшеница в севообороте малых предприятий занимает до 50 % площади, производится в целях получения зерна фуражного и мукомольных качеств.

Подсолнечник занимает до 25 % посевных площадей, так как за последние
3 – 4 года является самой рентабельной культурой. Подсолнечник наиболее важная не колосовая культура в области.

Выращивать кукурузу в большинстве районов области рискованно, кроме юга и юго-востока, где она может приносить хорошую прибыль.

Кукуруза на зерно, сахарная свекла, овощи занимают 5 % посевных площадей.

Вся продукция, производимая малыми предприятиями, имеет спрос на рынке. Основной недостаток в том, что продукция продается в «сыром» виде, без элементарной переработки.

3. Характеристика организационно-технического уровня

На 01 января 2003 года в Партнерстве получают консультации следующие организационно-правовые формы.

. общества с ограниченной ответственностью – правопреемники крестьянских (фермерских) хозяйств, избравшие новую организационно-правовую форму;

. крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица, организованные до 01 января 1995 года;

. ПБОЮЛ – крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, организованные после 1995 года;

. сельскохозяйственные кооперативы.

За вышеперечисленными хозяйствами закреплено 45593 гектаров земли, в том числе пашни – 44776 гектаров (24 % от всей пашни в районе).

На 01 января 2003 года в малых предприятиях насчитывается:

. тракторов – 383 штуки;

. комбайнов зерноуборочных – 107 штук;

. грузовых автомобилей – 127 штук;

. жатки валковые – 68 штук;

. сеялки – 151 штука;

. плуги – 132 штуки;

. культиваторы – 229 штук.

4. Динамика основных технико-экономических показателей в 2000 –

2002 годах.

В последние годы идет увеличение производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, увеличиваются посевные площади. Но резко упало плодородие почвы. Ежегодный вынос питательных веществ из пашни вместе с урожаем в 4 раза превосходит их возврат с вносимым объемом минеральных и органических удобрений.

Состояние агропромышленного комплекса во многом определяется его материально-технической обеспеченностью, объемами приобретения новой техники, энергетических и других ресурсов.

Таблица 1.1.

Уровень энергетической обеспеченности малых предприятий Азовского района в 2000 – 2002 годах

|Показатели |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Число тракторов на 1000 га пашни |6,7 |7,8 |8,5 |
|Площадь пашни на один трактор, га |148 |127 |117 |
|Число зерноуборочных комбайнов на | | | |
|1000 га зерновых |1,7 |2,7 |2,8 |

Для сравнения ниже приводится уровень энергетической и технической обеспеченности сельского хозяйства России, Китая и США в 1993 году.

Таблица 1.2.

Показатели энергетической и технической обеспеченности сельского хозяйства России, Китая и США

|Показатели |Россия |Китай |США |
|Число тракторов на 1000 га пашни |9,6 |8,3 |36 |
|Площадь пашни на один трактор, га |104 |120 |28 |
|Число зерноуборочных комбайнов на 1000 | | | |
|га зерновых |5,7 |0,7 |19 |

Исходя из показателей таблицы 1.1. можно сделать вывод, что динамика роста энерго-технической обеспеченности малых предприятий Азовского района имеет место, но остается достаточно низкой, чем в целом по стране, не говоря уже об Америке.

Таблица 1.3.

Урожайность основных культур в малых предприятиях

Азовского района, ц/га

|Наименование культур |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Зерновые: всего, |15,2 |25,8 |27,2 |
|в т.ч. пшеница |20,2 |36,5 |37,5 |
|подсолнечник |5,4 |8,3 |11,2 |

Таблица 1.4.

Урожайность основных культур в коллективных хозяйствах Азовского района, ц/га

|Наименование культур |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Зерновые: всего |33 |33 |35,8 |
|в т.ч. пшеница |28,5 |40,7 |40,8 |
|Подсолнечник |12,1 |12,1 |13,6 |

Исходя из показателей таблиц 1.3. и 1.4. можно также сделать вывод, что динамика роста урожайности по основным видам культур в малых предприятиях наблюдается, хотя отстает от урожайности в коллективных хозяйствах района на 3 – 5 ц/га по основным видам культур.

Таблица 1.5.

Рентабельность малых предприятий Азовского района

|Показатели |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
| | | |(провизорно) |
|Количество малых предприятий - всего |1150 |946 |1006 |
|работающих рентабельно |898 |759 |862 |
|% к общему количеству |78,1 |80,3 |85,7 |

1.5. Основные задачи, стоящие перед малыми предприятиями на перспективу

В области законодательства и разработки законодательных предложений:

- добиваться принятия Федерального закона «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве;

- внесения в главу 26.1. Налогового кодекса (единый сельскохозяйственный налог) изменений, учитывающих интересы субъектов малого агробизнеса;

- установления в региональных законах «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» первоочередное право субъектов малого предпринимательства – арендаторов земель государственного фонда перераспределения – на продление аренды с правом выкупа;

- принятие Федерального закона «О кредитной кооперации».

В области финансовой поддержки:

- добиваться направления бюджетных средств на поддержку субъектов малого предпринимательства пропорционально доли произведенной продукции и налоговых поступлений;

- оказание финансовой поддержки из региональных бюджетов ассоциациям для организации консультационного обслуживания субъектов малого предпринимательства;

- разработка региональных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в АПК на период 2003 – 2010 годов.

В области административного управления добиваться, чтобы к субъектам малого предпринимательства относились следующие категории хозяйств:

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- ПБОЮЛ, занимающиеся производством сельскохо-зяйственной продукции;

- организации, занимающиеся производством сельско- хозяйственной продукции в объеме валового дохода до 15 миллионов рублей в год и имеющие наемных работников до 60 человек;

- семейные подворья (личные подсобные хозяйства) с объемом реализации 10-15 миллионов рублей.

В производственной деятельности наращивание объемов производства в субъектах малого предпринимательства, не менее 10-15 % в год, по основным видам сельскохозяйственной продукции.

2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОСНОВНЫЕ

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Сбытовая деятельность, ее сущность и значение

Значение сбытовой деятельности в работе малых предприятий, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, очень велико. Сущность сбыта состоит в получении наибольшей финансовой прибыли, которая будет использована для расширения производства и улучшения благосостояния, то есть заинтересованности производителя.

Разрыв хозяйственных связей между сельхозпроизводителями и переработчиками сельскохозяйственного сырья привел к монополизации перерабатывающих предприятий. Став монополистами, переработчики резко снизили закупочные цены на зерно, мясо и другую продукцию, сделав, таким образом, ее производство убыточным.

В России за последние годы почти в два раза сократилось производство сельхозпродукции, производственная независимость государства по многим позициям утеряна. Неуправляемое развитие рыночных отношений приводит к деградации сельского хозяйства. Попытки построения систем государственного регулирования сбыта по западному образцу оказались безрезультатными. Даже принятый Федеральный закон от 02 декабря 1994 года № 53 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» не работает.

В создавшейся ситуации налаживание сбытовой системы крайне затруднено.

Понятие «сбыт» в литературе по маркетингу употребляется в двух аспектах: в широком смысле – как целостный процесс доведения товара от производителя до конечного потребителя, а в узком – как собственно продажа.

Выбор путей распределения товаров и услуг – важнейшая задача предприятия. Пути распределения влияют на весь комплекс маркетинга.

Многообразные связи и отношения между участниками рынка – продавцами и покупателями – можно рассматривать как единую цепочку различных каналов распределения, то есть тех реальных путей, по которым поток товаров и услуг идет в направлении от производителей к потребителям.

Чтобы сбыт произведенной продукции был стабильным, необходимо изучать тенденции развития спроса, причем не только в своем сегменте рынка, но и как минимум, в смежных. Также нужно отслеживать развитие конкурентов, продвигать свои товары на рынок с помощью определенных стратегий и рекламы, вовремя улавливать сигналы рынка, словом, делать все то, что в условиях плановой экономики было необязательным и что включается в понятие
«маркетинг».

Организация работ в области сбыта товара устанавливает пути движения товара от изготовителя к потребителю. Товародвижением в маркетинге называют деятельность по управлению перемещением и реализацией товаров от производителя к потребителю. Комплекс элементов товародвижения включает в себя транспортировку, хранение, контакты с потребителями. Целью организации товародвижения является доставка нужных грузов в нужное место и в нужное время с наименьшими затратами.

Система товародвижения призвана доставить товар после получения заказа в установленные сроки. По западноевропейским стандартам, вероятность поставки товара в установленный срок составляет 91 – 96 %. Заказ может быть, безусловно, выполнен и в несколько больший срок, однако это чревато санкциями (штрафами) за превышение согласованных сроков.

Качество работы службы товародвижения зависит от всех промежуточных звеньев сложнейшей сети, которых в современных условиях потребительского рынка может быть достаточно много. При этом надо исходить из того, что для укрупненных групп товаров (производственные, потребительские) система товародвижения может иметь значительные отличия. Принимая решения по тому или иному звену, необходимо учитывать системность и комплектность решений – не одно из них не должно вступать в противоречие с другими звеньями и со всей системой в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.