Рефераты. Орнитофауна плодовых садов p> Обозначения: +++-многочисленные, ++-обычный, +-редкий, --не встречается.

Как видно из таблицы, каждому из биотопов свойственен определенный орнитокомплекс. Наибольшее число видов (23) зарегистрировано в садоразделительных полосах. Здесь наблюдается преобладание дуплогнездников и дендрофильных видов. Этому способствует наличие старых деревьев. Здесь обычны:

Скворец обыкновенный, полевой воробей, синица большая, горихвостка обыкновенная, мухоловка. Из открытогнездящихся—зяблик, щегол, зеленушка.

Подрост мажду рядами привлекает славок.

Дубовая роща между кварталами имеет небольшую площадь, но выделена в особый биотоп. На гнездовании отмечены: иволга, сорока, зяблик, зеленушка, щегол, пеночка-весничка, скворец обыкновенный.

В смешанном саду вишни и аронии отмечено 15 видов птиц. Типичными здесь являются такие виды как славки серая и садовая, овсянка обыкновенная, коноплянка, чечевица. В ягодниках отмечено 10 гнездящихся видов: славки серая и садовая, коноплянка, чечевица, серая куропатка и др.

Птицы, обитающие возле строений человека, учитывались на территории механической мастерской и гаража техники, расположенных в непосредственной близости к смешанному саду. Здесь селились скворцы, деревенская ласточка, горихвостка обыкновенная свила гнездо под крылом старого автобуса, а белая трясогузка—между сложенными бревнами.

В старом саду гнездились сорока, ушастая сова в старом сорочьем гнезде. Надо сказать, что гнездящиеся на участке считались птицы, в гнезде которой было отложено хотя бы одно яйцо. Гнездовые участки (без найденых гнезд) выяснялись на основании многократных встреч партнеров на одном месте, если для них было зарегистрировано гнездовое поведение (пение, спаривание). Каждое известное гнездо или гнездовой участок считались принадлежащими одной паре.

Интересно, проследить распределение мест гнездования птиц в плодовых садах.

В плодовых садах происходят параллельно два сукцессионных процесса, влияющих на видовой состав, численность и экологическую структуру населения птиц: возрастная сукцессия—от молодых садов к старым; и залежная—от пропашных междурядий—к залкженным. Эти два типа сукцессий накладываются один на другой.

Экологический анализ орнитофауны плодовых садов показывает, что на ранней стадии формирования садов (молодой сад с пропашными междурядиями) доминируют наземногнездящиеся виды—куропатка, перепел, лесной конек, овсянка обыкновенная. Эти виды доминируют в течение длительного периода до
7 летнего возраста плодовых деревьев.

С увеличением возраста деревьев и изменением метода обработки междурядий—междурядным залужением, количество дендрофильных и кустарниковых птиц нарастает, хотя остаются и виды наземногнездящиеся—лесной конек, овсянка обыкновенная, белая трясогузка. Они продолжают гнездиться до трех пока сомкнутость крон не достигнет 70-80%, что происходит при 15-летнем возрасте садов. Большинство видов также избегает плотносомкнутых садов, заселяя лишь периферийные участки. Исключение—сорока обыкновенная, которая устраивает гнезда в середине массива.

Распределение дендрофильных и кустарниковых птиц внутри средневозрастных садов с междурядным залужением находится в прямой зависимости от состава пород, наличия травы. Для дуплогнездников условия размножения отсутствуют, т.к. дупла заделываются садовниками. Они (эти птицы) селятся в прилегающих лесополосах.

Таблица 7.

Приуроченность гнезд птиц к ярусам сада.
|Виды птиц |Места гнездования ярусов |
| |верхние |средние |нижние |
| |деревья|дупла |кусты |земля |
|1.Грач |+ | | | |
|2 Сорока обыкновенная |+ | | | |
|3. Воробей полевой |+ |+ | | |
|4. Воробей домовой | | | | |
|5. Овсянка обыкновенная | | | |+ |
|6. Славка серая | | |+ | |
|7 Славка садовая | | |+ | |
|8. Скворец |+ |+ | | |
|9. Зяблик |+ | | | |
|10. Зеленушка |+ | | | |
|11. Щегол | | | | |
|12. Конек лесной | | | |+ |
|13. Кукушка обыкновенная| | | | |
|14. Иволга |+ | | | |
|15. Коноплянка | | |+ | |
|16. Чечевица | | |+ | |
|17. Синица болотная | |+ | | |
|18. Трясогузка белая | | | |+ |
|19. Жаворонок полевой. | | | |+ |
|20. Дрозд-рябинник |+ | | | |
|21. Вертишейка | |+ | | |
|22. Горлица обыкновенная|+ | | | |
|23. Пеночка-весничка |+ | | |+ |
|24. Куропатка серая | | | |+ |
|25. Ласточка деревенская| | | | |
|26. Ушастая сова | | | | |
|27. Горихвостка | |+ | | |
|обыкновенная | | | | |
|28. Мухоловка пестрая |+ | | | |
|Всего мест гннездовий |12 |5 |4 |7 |
|% |41,3 |17,2 |13,7 |24,1 |

[pic]

Рис.5 Распределение гнездовий птиц по ярусам сада.

Из таблицы 8 и рисунка 6 видно, что из 30 видов птиц на деревьях гнездится (в том числе и в дуплах) 58,8% (верхний ярус), на кустах—13,2%
(средний ярус), на земле—24% (нижний ярус).

Глава IV

Использование данных орнитологических исследований в экологическом образовании школьников.

На современном этапе кризисной экологической ситуации одной из самых острых проблем остается формирование у населения экологической культуры.

Понятие экологическая культура—это характеристика уровня отношений человека к природе. Формирование экологической культуры тесно связано со школой и педагогикой. Речь идет о выработке экологического сознания, которая должна стать регулятором всей деятельности и поведения людей.

Культуру поведения людей по отношению к природе можно повысить только повышением общей разносторонней культуры человека, его научных знаний о природе. Все эти вопросы стоят перед современной школой. Человек, овладевающий знаниями экологической культуры, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие истории природы.

Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной общественности взаимоотношений человека с природой.
Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи также составляет необходимую черту экологической культуры.

Воспитание экологической культуры в большей степени задача школы и всей системы образования. Следовательно, одна из актуальнейших задач современной школы—экологическое образование подрастающего поколения, обеспечивающее подготовку высоконравственных, образованных и гуманных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы взаимоотношений с природой, как в своей основной жизни, так и в общественной практике. Экологическое воспитание в школе тесно связано с нравственным, что помогает формировать помогает формировать и развивать у школьников нравственные чувства—как важнейший источник побуждения к этичным действиям и поступкам. Воспитание охватывает не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний и практических действий.

Также очень важно формирование социально-экологических понятий, здесь необходимо обратить внимание на восприятие природы не только с позиции оценки экологических ресурсов. Необходимо показать аспекты ценностных отношений между обществом и природой: эстетические, моральные и т.д. Такой подход позволяет школьникам видеть природу через призму общественных отношений, осознать место своей практической деятельности в экологической деятельности общества. Экологическое образование должно строится на основе сочетания глобального, регионального и краеведческого (местного) уровней.

4.1 Характеристика темы «Класс Птицы». Урок опробован в 7 классе.

Птицы—высоко организованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Характерным отличием птиц от других позвоночных животных является способ передвижения—полет.
Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселяться по земле. Особенно разнообразны виды птиц в тропических лесах.

В настоящее время известно около 8600 видов птиц. Число видов в разных широтах и в разных странах различно. На территории нашей страны встречаются
650 видов, что составляет около 8% мировой фауны птиц.

В последние годы все большее внимание уделяется проблеме охраны птиц, так, как выполняют важную роль в природе, уничтожая насекомых вредителей, мышевидных грызунов, семена и плоды сорных растений. Выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу.

Поэтому каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. И роль учителя прививать учащимся любовь к птицам, учить ребят заботится о птицах. Самый доступный и распространенный вид заботы—изготовление и развешивание искусственных гнездовий. В зимнее время необходима подкормка птиц. Для этого развешиваются кормушки.

4.2 Задачи темы «Класс птицы».

Тема «Класс птицы» занимает важное значение в курсе биологии. При ее изучении решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний строения, жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях среды, происхождения от древних пресмыкающихся, знаний о разнообразном значении природы, жизни и хозяйственной деятельности человека, иметь представление о системе мероприятий по охране птиц, предусмотренных законом РФ об охране и использовании животного мира.

Воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения школьников на основе раскрытия взаимосвязи строения систем органов с их функциями, взаимоотношений птиц со средой обитания, физиологических взаимоотношений с пресмыкающимися; используя знания о приспособленности птиц к полету, их значение в природе, необходимость охраны, осуществлять экологическое воспитание, привитие бережного отношения к пернатым как важного компонента среды обитания; расширять политехнический кругозор на основе знаний научных основ птицеводства, его роли в решении задач промышленности.

Развивающие: совершенствовать умения школьников наблюдать и узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой и пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся и происхождении пернатых от древних пресмыкающихся, пернатых от древних пресмыкающихся, продолжить формирования умения работать с учебником: находить в тексте и рисункам учебника необходимые сведения для ответов на вопросы, составления таблиц.

4.3 Распределение материала по урокам.

Птицы своеобразная группа животных, играющая важную роль в жизни природы и человека.

Изучению птиц отводится большое место в высших учебных заведениях биологического профиля и в средней школе. Успех этого изучения в значительной мере зависит от наличия соответствующих учебников, учебных пособий и программ.

Программ по биологии очень много. Наряду с программой к действующим учебникам существуют еще авторские программы.

Большая часть новых программ может быть использована с применением существующих учебников и учебно-методических пособий, разработкой которых занимаются авторские коллективы.

В соответствии с основной программой традиционного типа «Биология 7-8 класс» А.И. Никишов, И.И. Шарова и «Биология 7-8 класс» под редакцией М.А.
Козлова на изучение учебного материала по теме «Класс птицы» отводится 11 часов учебного времени и дается планировка учебного материала.

Планирование часов по теме: «Класс птицы».

№ урока Тема урока

Урок 1. Особенности внешнего строения птиц.

Урок 2. Особенности строения скелета и мускулатуры птиц.

Урок 3. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

Урок 4. Размножение и развитие птиц, их происхождение.

Урок 5. Сезонные явления в жизни птиц.

Урок 6. Птицы леса. Экологические группы птиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.