Рефераты. АПК России p> Фонд льготного кредитования АПК, созданный в начале 1997 г. для сезонного кредитования сельского хозяйства под 1/4 учетной ставки, не оправдал надежд прежде всего потому, что из-за заблокированности счетов большинства сельскохозяйственных предприятий деньги доставались не им, а аффилированным структурам банков. Кроме того, наличие льготной ставки само по себе вносит искажения в функционирование рынка кредитов, и банки, потенциально могущие работать с аграрным сектором, были не в состоянии этого сделать из-за неконкурентоспособности предлагаемой ставки.

Осенью 1997 г. под влиянием мирового финансового кризиса ставки на внутреннем российском финансовом рынке повысились, что привело к оттоку денег из реального сектора. Для банков любые денежные средства, даже сверхкороткие, вновь приобрели особую ценность. В таких условиях правительство провело второй конкурс на право распределять средства Фонда.
Неудивительно, что этот тендер вызвал ажиотаж среди банков (было подано 35 заявок). Банки были очень заинтересованы в получении бюджетных средств для своих финансовых операций. Об этом свидетельствовал тот факт, что они соглашались на участие в программе на условиях 4-процентной маржи (а некоторые даже бесплатно) при том, что инфляция составила за год 11%, а доходность по ГКО была выше 30%.

Тем не менее у некоторых банков были и другие причины для участия в программе. В первую очередь к ним относился банк "СБС-Агро", только что приобретший филиальную сеть, - ему было необходимо любой ценой насытить ее кредитными ресурсами. Другие банки, такие, как "МЕНАТЕП", "Альфа-банк",
Инкомбанк, также активно действовали в продовольственном секторе и стремились получить фактически бесплатные ресурсы с целью закупок сельскохозяйственной продукции для своих предприятий.

Замедленные темпы реформ, ошибки в проведении аграрной политики обусловили отсутствие эффективной кредитной системы в сельском хозяйстве
России. Современный кризис не только породил сложные проблемы, но и предоставил ему определенный шанс обеспечить конкурентоспособность своей продукции хотя бы на внутреннем рынке. Для этого необходим кредит - ведь увеличить объемы производства, не говоря уже о его структурной перестройке, без финансовых ресурсов невозможно. А в самом сельском хозяйстве их нет.

Российский землеоборот.

Важную роль в преобразовании и развитии агропромышленного комплекса Р.Ф. играет решение вопроса о земельной собственности о рыночном землеобороте.

В самом общем виде под землеоборотом донимается совокупность различных экономических операций с землей, в результате которых происходит перераспределение прав собственности на земельные ресурсы. Иными словами, рыночный землеоборот - это периодическая смена землевладельцев и землепользователей либо перераспределение их прав и функций на основе осуществления сделок купли-продажи земельных участков, передачи их в аренду, дарения, отчуждения в качестве паевого взноса в уставный фонд совместных предприятий, залога, принудительного изъятия и т. п.

Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния соответствующей экономической системы и степени зрелости, устойчивости и эффективности механизмов ее функционирования. "Лихорадочные", "скачущие" из года в год объемы спроса и предложения на земельном рынке указывают на неблагополучие в экономике в целом и в конкретных отраслях производства в частности. Лишенные экономического смысла ценовые параметры земельного рынка, когда одни категории земель вообще не имеют цены, а цена других выходит за все разумные пределы, свидетельствуют о глубоком системном экономическом кризисе, острых проблемах в бюджетной и финансово кредитной сферах, просчетах в системе налогообложения и т.п.

В странах с исторически сложившейся устойчивой рыночной экономической системой в период стабильности рыночный землеоборот осуществляется на естественной конкурентной основе, без активного вмешательства государства в процессы движения земельных ресурсов и перераспределения прав и функций землевладельцев и землепользователей.

В странах же, которые после многолетнего искусственного перерыва восстанавливают нормальные рыночные экономические отношения, ситуация иная.
Болезненная ломка старых и медленное, зачастую непоследовательное становление новых механизмов функционирования экономической системы создают специфическую обстановку, при которой форсированный отход государства от управления экономическими процессами сопровождается крупными экономическими и социальными потерями, объективно препятствует проведению самих реформ, снижает эффективность всего процесса преобразований.

Сказанное в полной мере относится и к организации в условиях переходной экономики эффективного землеоборота как действенного инструмента осуществления земельной реформы и наиболее эффективного землевладения и землепользования. Необходимо дифференцированное государственное регулирование масштаба и структуры землеоборота по числу, площади и категориям вовлеченных в различные рыночные операции земельных участков, состава этих операций, их пропорций, приоритетов и границ.

Даже в самых сложных, кризисных экономических ситуациях вмешательство государства в процесс становления эффективного рыночного землеоборота должно основываться не на административно-командных, приказных, а на рыночных механизмах и методах стимулирования поведения его участников.
Другими словами, важнейшими инструментами воздействия государства на масштаб, структуру и приоритеты рыночного землеоборота выступают налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска при выполнении конкретных рыночных операций с земельными участками, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке.

В результате земельной реформы существенно изменилось распределение земельного фонда России по категориям землепользователей и формам собственности. Эти изменения в первую очередь затронули земли сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянские хозяйства на площади в 34,3 млн. га, а также их объединения и ассоциации (9,0 млн. га). В районах Крайнего Севера организованы общинно-родовые хозяйства, их площадь достигла 68,9 млн. га. Интенсивно идет процесс образования акционерных обществ и товариществ, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством. На их долю приходится 190,9 млн. га. Получили широкое развитие сельскохозяйственные кооперативы, расположенные на площади 36,6 млн. га.

Отмечая существенные изменения в распределении земель по формам собственности, подчеркнем, что значительная часть территории Российской
Федерации - более 76% (1306,2 млн. га) ее земель - все еще остается в государственной форме собственности, причем 803 млн. га -земли субъектов
Федерации. В муниципальной собственности находится 56 млн. га, или 3,3%, в собственности юридических лиц - 335,8 млн. га (20%) и в собственности граждан - чуть более 10 млн. га (0,6%).

К не подлежащим вовлечению в рыночный землеоборот или имеющим определенные ограничения отнесены земли:

- обороны и обеспечения безопасности страны (10,0 млн. га);

- единой общегосударственной транспортной сети (1,4 млн. га);

- природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (27,2 млн. га);

- расположенных на территории городов и населенных пунктов объектов и предприятий федеральной собственности (0,34 млн. га);

- объектов обеспечения внутренних функций государства, его устойчивого развития, жизнеспособности и охраны окружающей среды (2,0 млн. га);

- лесного фонда (265,9 млн. га);

- запаса (47,0 млн. га), а также водные объекты (17,8 млн. га). Кроме того, для осуществления эффективной градостроительной политики в каждом населенном пункте требуется сохранение резервных площадей, которые в среднесрочной перспективе не подлежат застройке (всего приблизительно 0,43 млн. га). Вряд ли есть основания включать в рыночный землеоборот и земли таких объектов, как внутренние водоемы, болота, гидротехнические сооружения, на которые приходится в составе федерального фонда 18,2 млн. га. Подлежат ограничению в части включения в операции купли-продажи территории оленьих и конских пастбищ в местах обитания малых народов и этнических групп (13,2 млн. га). Исключаются из рыночного землеоборота и хозяйственного использования по крайней мере на среднесрочную перспективу и малодоступные таежные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их площадь можно оценить примерно в 300-400 млн. га. Особого отношения заслуживают и земли сельскохозяйственного назначения федеральной собственности (83,1 млн. га), рыночные операции с которыми существенно ограничиваются.

Итак, в настоящее время можно исключить из оборота по купле-продаже около
800-900 млн. га земель, отнесенных к федеральной собственности. К данной цифре следует добавить еще почти 124 млн. га эрозионно опасных сельскохозяйственных земель, а также приплюсовать 15% территории»
Европейской части России, загрязненной радионуклидами, тяжелыми металлами, токсинами промышленного происхождения.

Таким образом, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-
1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-
640 млн. га.
Наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной депрессивного состояния земельного рынка в
России выступает низкая покупательная способность населения. В 1995 г. эту причину указали почти 48%, а в 1997 г. - уже более 69% экспертов. К другим объективно неустранимым в ближайшее время причинам можно отнести и большие затраты на освоение земли (данная причина названа 23,3% экспертов в 1995 г. и 49,5% -в 1997 г.), неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности (соответственно 16,2 и 41,6%), недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство (48,9% в 1997 г.) и на восстановление земли (32,1% в 1997 г.).

Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: отсутствие твердых законодательных гарантий частной собственности на землю (46,8% ответов в
1995 г. и 57,7% в 1997 г.); недостаточная государственная поддержка землевладельцев (соответственно 33,3 и 65,7%); недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике (соответственно 46,1 и 55,5%); неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования (соответственно
20,0 и 51,8%); отсутствие земельных банков, ипотеки и иных объектов инфраструктуры земельного рынка (соответственно 23,3 и 45,3%); коррумпированность властей
(соответственно 15,9 и 21,2%).

Для преодоления депрессивного состояния современного рыночного землеоборота в России можно предложить ряд мер.

1. Необходимо снять необоснованные правовые ограничения на куплю-продажу земельных участков и одновременно стимулировать приток крупного капитала, в том числе иностранного, для проведения такого рода сделок.

С целью предотвращения возможных махинаций эти сделки нужно осуществлять на основе залоговых аукционов через сеть специализированных банковских структур с введением в требуемых случаях

(особенно для земель сельскохозяйственного назначения) временного моратория на последующую перепродажу приобретенных земельных участков.

2. На федеральном уровне и в каждом субъекте РФ должен быть сформирован специальный фонд государственных ликвидных активов, обеспечивающих страховые гарантии рисков коммерческих банков по операциям купли-продажи и залога земли, особенно в кризисных регионах с депрессивным и глубоко деформированным землеоборотом.

3. Следует ускорить создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и организацию на ее основе единой комплексной информационно-аналитической системы "Земля", объединив в ней кадастровые характеристики земельных участков, сведения об окружающей их социально- экономической и экологической среде, данные об участниках экономического процесса и земельного рынка, свод юридических норм и законодательных положений по оформлению конкретных сделок с землей, информацию о спросе и предложении на земельном рынке и др.

4. Государство должно выполнить взятые на себя обязательства по осуществлению крупномасштабных работ в сельской местности, направленных на ликвидацию экологических разрушений земельного фонда и восстановление плодородия почв на сельскохозяйственных землях, создание современных транспортной и коммуникационной систем.

5. Используя экономические регуляторы (налогообложение, кредитование, лицензирование разрешенных видов деятельности и др.), нужно стимулировать развитие на частнопредпринимательской основе инфраструктуры земельного рынка, включая создание разветвленной сети земельных и ипотечных банков, посреднических и консалтинговых учреждений, нотариальных контор и т.п., а также упорядочить взимание и по возможности сократить величину госпошлин и иных платежей за оформление сделок с землей.
6. Необходимо разработать общефедеральную и региональные комплексные целевые программы поддержки эффективного функционирования земельного рынка, определив в них: цели и задачи развития и структурной перестройки рыночного землеоборота; систему конкретных мероприятий по его активизации и упорядочению; механизмы, сроки и этапы реализации намеченных мероприятий; способы мобилизации средств для финансового обеспечения данных программ.

Список использованной литературы.

В. Беленький – Российский рыночный зсмлеоборот: миф или реальность? . .
. …………………………………………………………..

Е. Серова - Особенности экономического поведения коллективного предприятия ...........................................…………………………………

Е. Серова, Р. Янбых - Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках ..............…

Содержание.

1).Организационно производственные формы агропромышленного хозяйства………………………. 2.

2). Кредитование АПК……………………………………………………………………………………..……5.

3). Российский землеоборот…………………………………………………………………….……………….7.

.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.