2) зона преобладающей малоэтажной застройки многоквартирными двух- и трех-этажными домами;
3) зона преобладающей одноэтажной застройки с усадебными участками. Первые два вида строительных зон являются в городах основными. Выбор территорий для жилых зон делается с учетом:
1) максимального использования рельефа застраиваемой территории;
2) создания наилучших условий для проветривания и инсоляции жилой застройки, а также обязательной изоляции ее от транс
портных магистралей;
3) обеспечения всеми видами современного инженерного оборудования и благоустройства каждого жилого района. Кварталы административных учреждений, имеющих областное, краевое, республиканское, общегородское или районное значение, размещаются на специальных территориях. Эти кварталы и отдельные здания (Дома Советов, здания партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций) располагаются обычно в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных учреждений (Дворцов культуры, театров и т. д.) и зданиями торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей. До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые связывают между собой отдельные зоны города. При построении принципиальной сети магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и малые коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных улиц между отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям. Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудо вого тяготения (крупных заводов, вокзалов и т. п.). Принципиальная сеть магистралей, построенная только по транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек. Поэтому проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако с учетам окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от города. Размещение и размеры отдельных площадей в современных городах, помимо условий планировки всего города в целом, определяются также наличием на этих площадях крупных административных и общественных зданий. Зеленые насаждения должны представлять собой единую систему, связанную функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые зелеными насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В составе жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в промышленную зону входит озеленение самих промышленных площадок. В пригородной зоне располагаются загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий является до известной степени условной и не дает оснований рассматривать зеленые массивы города как разобщенные элементы. Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых массивов в плане города и глубокий ввод их в жилые районы. Размещение зеленых массивов в плане города должно решаться с учетом естественных условий территории, отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой зоне, должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. Следует однако иметь в виду, что санитарно-гигиенический эффект в улучшении микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы реки не обеспечивает наилучшего решения задачи озеленения города. Значительно больший эффект имеет размещение зелени на гребнях холмов, крутых и приподнятых над городом склонах террас и т. д. При всех обстоятельствах весьма желательна непрерывность зеленых полос, которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь города, обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными парками и лесопарками. Пригородная зона тесно и непосредственно связана с городом в производственном, бытовом и культурном отношениях. Она представляет собой совокупность территорий, прилегающих к городу и используемых для:
1) размещения загородных коммунальных предприятий технического оборудования города: водозаборных устройств, канализационных очистных сооружений и т. п.;
2) организации отдыха городского населения, включая парки и лесопарки, открытые водоемы, и т. п.;
3) промышленных предприятий, прилегающих к городу и непосредственно связанных с ним;
4) добычи и производства местных строительных материалов;
5) сельскохозяйственных предприятий для производства сельскохозяйственных продуктов, с использованием отходов хозяйства города. Для отдыха населения выделяются территории, на которых создаются пионерские лагеря, летние дачи для детских садов и детских яслей, санаторно- лесные школы для детей и дачные поселки. Для кратковременного отдыха служат территории, выделяемые для организации пляжей, станций водного спорта, лыжных станций и спортивно-охотничьих баз. Кроме того, должны быть предусмотрены территории для размещения учреждений сме шанного (длительного и кратковременного) отдыха, загородные гостиницы-пансионаты и палаточные лагеря, мотели и кэмпинги), продолжительность пребывания в которых предоставлена выбору самих отдыхающих. В схеме перспективного размещения учреждений пригородной зоны крупного города должны быть установлены возможности создания санаторно-курортных зон и намечены зоны отдыха районного и общегородского значения. В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные элементы транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями), предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее значение и связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые, ценные сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и пр. Помимо перечисленных элементов, в пригородной зоне располагаются также поселки рабочих и (служащих, а при наличии колхозов – колхозные селения. Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего удобствами транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств, топографией местности и составам земельных угодий. Поэтому пригородную зону нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по заданному радиусу. Между городом и местами массового отдыха населения следует предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к местам отдыха, и их благоустройство (озеленение и освещение), а также организацию быстроходного транспорта ,в направлении к местам кратковременного отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания максимальных пассажиропотоков. Для связи с местами массового отдыха предусматривается беспересадочное сообщение путем создания так называемых «вылетных линий» трамвая и метрополитена, а также использование новых видов транспорта (например, монорельсовых дорог). Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные здания и сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям технического оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории, сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим устройствам и т. д. [pic]
Примерная схема размещения зон отдыха вокруг Москвы Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение в первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей, устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений. Этот способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в градостроительном процессе. В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет следующие основные цели:
1) вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных линий;
2) переотройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями, путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного типа, общественными зданиями и всеми видами благоустройства;
3) увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и бульваров;
4) расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для движения тупиков и переулков;
5) реконструкцию общегородского центрас изоляцией его движения потоков транспорта;
6) реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города сортировочных и технических станций;
7) реставрацию памятников старины и архитектуры.
ПОНЯТИЕ О ЖИЛОМ РАЙОНЕ, МИКРОРАЙОНЕ И КВАРТАЛЕ
В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом. Анализ вариантов для выбора территорий под застройку должен охватывать следующие основные вопросы:
1) сравнительную оценку природных и санитарно-гигиенических условий намечаемых под застройку территорий;
2) достоинства и недостатки во взаимном размещении промышленных предприятий и жилых зон;
3) условия организации удобных сообщений между жилыми зонами и основными местами приложения труда с учетом необходимых затрат времени трудящимися на трудовые поездки в различных вариантах размещения жилых территорий;
4) условия обеспечения жилых зон водоснабжением, канализацией и энергоснабжением;
5) сравнительную оценку территорий позатратам на их инженерную подготовку;
6) удобства сообщения населенных жилых районов с местами массового отдыха в городе и в пригородной зоне;
7) сравнительную оценку объемов и стоимость всех видов строительства по укрупненным показателям;
8) выбор типов застройки жилой зоны для расселения и обслуживания жителей. Детальный проект застройки, базирующийся на конкретном титульном списке строительства и выявленном плане финансирования этого строительства, рассчитывается на несколькоближайших лет. Проект застройки, как проект любого сооружения, должен всегда состоять из двух частей – графической и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно-планировочные и инженерные решения. Текстовая часть содержит обоснования и пояснения принятых решений. При застройке жилых зон предусматривается процесс перехода от индивидуальной формы воспитания детей к общественной, перестройки хозяйства из мелкого домашнего в крупное социалистическое путем широкого развития общественного питания и системы бытового обслуживания, организации отдыха, внедрения в быт физической культуры и спорта, широкого проведения профилактических и лечебных мероприятий для населения. В докладе о контрольных цифрах развития народного хозяйства на 1959–1965 гг. Н. С. Хрущев отметил: «Уже сейчас все более развиваются коммунистические формы труда, организации производства и такие общественные формы удовлетворения потребностей граждан, как общественное питание, школы- интернаты, детские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощутимых и зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться»[1]. В практике градостроительства СССР принята определенная система организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые районы, входящие в состав административных городских районов. Жилые районы в свою очередь подразделяются на микрорайоны с населением при многоэтажной застройке до 6 тыс. человек, включающие комплекс учреждений повседневного пользования. Жилые районы в больших городах обычно включают 4–6 микрорайонов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5