Рефераты. Русский классицизм p> Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, в которых еще сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или при его направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор,
Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонис Ринальди (Мраморный дворец),
Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором.

Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный И.Е. Старовым — одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д.
Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание
Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки
Васильевского острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса
Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы
Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии,
Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке,
Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец,
Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.

Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и
Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в объемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса, развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.

Период высокого классицизма, или ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей
Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов
Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города. Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де
Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами. Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли
Большой Невы. Горный институт, возводившийся Андреем Воронихиным в те же годы, завершал их вблизи впадения реки в залив. Двенадцатиколонный портик
Горного института с парными скульптурными труппами, стали своеобразными пропилеями "классического" Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входящую в ансамбль Невского проспекта.

Победоносное отражение нашествия наполеоновских армий в 1812 году и освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое воплощение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной
России. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учрежден "Комитет строений и гидравлических работ", который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий
Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.
Деятельность Комитета имела исключительное значение для формирования в центральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанных ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно, принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербуржского ампира. С
1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам
Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей), связанная с ним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица, которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсова поля Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала связующей трассой между главной городской магистралью - Невским и Невой.
Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским зданием общественного назначения, Росси применил при постройке Александрийского театра, перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего, и завершил ее предмостной Чернышевой площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов), торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учреждений России - Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненных глубокого идейного значения, отмеченных оригинальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее её назначению центра столицы великой империи.

Эстетические и градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова поля, Троицкого (Измайловского) и
Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербуржского ампира и предвестником эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома
Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия
Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.

III. Классицизм в Петербурге в таблице.

|Архитектор |Его деятельность |
|Антонио |Большой театр на Театральной площади, |
|Ринальди |садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского |
|1710-1794 |Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная |
| |горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в |
| |Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, |
| |6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, |
| |ряд зданий на Большом проспекте П.С. |
|Жан-Батист |Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - |
|Валлен-Деламот|костел Святой Екатерины, Академия художеств на |
| |Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских|
|1729-1800 |на Мойке, 48. |
|Ю.М. Фельтен |Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. |
|1730-1801 |Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. |
| |Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда |
| |Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных |
| |набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного |
| |дома близь Смольного. |
|В.И. Баженов |Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), |
|1737-1799 |Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец |
| |Павла I |
|А.В. Квасов |Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи |
|1718-1772 |определили облик предмостных площадей на Фонтанке.|
| |Создавал застройку Адмиралтейской части, определил|
| |дугу Дворцовой площади. |
|И.Е. Старов |Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, |
|1745-1808 |предмостная площадь (Александра Невского) с домами|
| |на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, |
| |Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и |
| |Сиверцах, Фасады Аничкова дворца |
|Н.А. Львов |Невские ворота Петропавловской крепости, |
|1751-1803 |Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской |
| |обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, |
| |перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, |
| |Приоратский дворец (в Гатчинском парке) |
|Джакомо |Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии|
|Кваренги |Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, |
|1744-1817 |дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба |
| |Безбородко (на Свердловской набережной, 40), |
| |Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый |
| |Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. |
| |31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой |
| |улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе |
| |Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской |
| |церкви (на Колокольной улице), Екатерининский |
| |институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание |
| |Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. |
| |Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные|
| |Триумфальные Нарвские ворота и др. |
|А.Н. Вороникин|Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны |
| |Казанской улицы. Памятники Кутузову и |
|1759-1814 |Дарклан-де-Толии. |
| |Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке |
| |Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание|
| |Горного института. |
|А.Д. Захаров |Капитально перестроил здание Адмиралтейства. |
|1761-1811 | |
|Жан Тома де |Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова |
|Томон |(Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, |
|1760-1813 |спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей|
| |Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, |
| |Московском парке Победы и у Казанского собора; |
| |особняк Лаваль на Английской набережной, 4. |

IV. Заключение.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

V. Список использованной литературы.

Ресурсы сети Internet

1. www. paralleli.nm.ru/acitect

2. www. scit.boom.ru/iskustvo



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.