Для промышленных районов, удаленных от селитебной территории, ограничения в территориальных размерах не так существенны. Так например промышленные районы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности занимают территории 2000 – 2400 га и более. При определении территориальных размеров городских промышленных районов следует учитывать, что в районах площадью более 1000 га возникают трудности, связанные с доставкой трудящихся к месту работы. Поэтому размер промышленного района в значительной степени должен определяться в зависимости от общей численности трудящихся, занятых на всех предприятиях, входящих в его состав.
Требуемый размер территории промышленного района определяется по формуле:
где S- общая площадь района, га; ?р1 – суммарная площадь территории промышленных предприятий, га; ?р2 – суммарная площадь других объектов (энергетических, транспортных, научных и др.), располагаемых в районе, га; ?р3 -суммарная площадь резервных территорий для развития предприятий, размещения сопутствующих производств и др., га; ? – коэффициент занятости территории, равный 0,55 – 0,65.
Планировка и застройка городских промышленных районов должны обеспечивать: 1. Функциональное зонирование его территории по видам использования с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, величины грузооборота и видов транспорта, очередности строительства; 2. Наиболее рациональные производственные, транспортные и инженерные связи между отдельными предприятиями и селитебной зоной города; 3. Производственную специализацию предприятий и возможность размещения сопутствующих производств или предприятий; 4. Рациональное использование территории района и отдельных промышленных площадок с наиболее высокими технико-экономическими показателями; 5. Планировочную и транспортную связь (не менее чем по двум магистралям) с селитебной зоной, а также с другими промышленными районами города; 6. Рациональное инженерное оборудование, благоустройство и озеленение территории района; 7. Возможность осуществления строительства и ввода предприятий в' эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями; 8. Возможность последующего расширения и реконструкции действующих предприятий и связанных с ними объектов прежде всего за счет преимущественного использования свободных участков на промышленных площадках, обновления зданий, повышения этажности и блокировки зданий; 9. Организацию единой системы культурно-бытового обслуживания трудящихся, занятых на предприятиях и объектах, входящих в данный район или группу предприятий; 10. Внедрение прогрессивных объемно-планировочных решений, способствующих повышению архитектурно-художественных и эксплуатационных качеств производственных зданий и сооружений; 11. Созидание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих районов города .
На рис2 показана планировка городского промышленного района.
.
Главным условием при решении планировочной структуры городского промышленного района является предварительная планировка его территории, устанавливающая основы планировочной организации, последующего планомерного размещения промышленных предприятий и других производственных объектов с учетом территориального их объединения в группы и возможности всестороннего кооперирования.
Зонирование промышленного района.
В планировочной структуре промышленного района выделяют зоны: производственную; санитарно-защитную; энергетических объектов; транспортных и складских объектов; объектов культурно-бытового и научно-технического обслуживания, различных учебных заведений на базе производства и других учреждений, имеющих обще- районное значение.
Ориентировочные показатели удельного веса отдельных элементов в общей территории промышленного района (в %):
При реконструкции и развитии сложившихся городских промышленных районов - их планировка проводится с учетом действующих предприятий и в значительной степени носит характер совершенствования и упорядочения сложившейся планировки и застройки.
Промышленный район в структуре города.
Планировочная связь промышленных районов с прилегающими городскими территориями зависит от положения промышленных районов в структуре города. Особенно полной и органичной эта связь должна быть для промышленных районов и предприятий, расположенных в пределах селитебных территорий или в непосредственной близости от них. В этих случаях сеть улиц и проездов является в значительной степени единой для обслуживания. промышленности и селитьбы. В объемно-пространственном отношении промышленно-производственная застройка (этажность, объемно-планировочные параметры, характер архитектуры), ориентированная на основные городские магистрали, вместе с объектами жилищного и гражданского строительства должна активно участвовать в формировании архитектурных ансамблей.
Планировочная связь с городом промышленных районов, удаленных от селитебной территории, сводится к размещению магистралей, ведущих от промышленного района к другим районам города.
Основными структурными элементами планировки городского промышленного района являются панели, предназначенные для размещения, как правило, одного ряда предприятий, и блоки, на которые панели разделяются внутрирайонными проездами рис. З.
Ниже приводятся приемы размещения , предприятий:
. ленточное одно-панельное – применяется для предприятий и объектов одного или близких классов по санитарной классификации производств; . последовательное много панельное применяется при размещении предприятий различных классов по санитарной классификации производств. При этом предприятия, относящиеся к I, II, III классу, размещаются в панели, более удаленной от селитебной зоны; предприятия и объекты IV и V класса – последовательно в панелях, более близких к селитебной зоне.
Данный прием является наиболее распространенным, так как позволяет более эффективно использовать территорию.
В городских промышленных районах следует при соответствующем обосновании предусматривать общественные центры для размещения кооперированных предприятий обслуживания трудящихся, а также объектов научно-технического обслуживания района. Общественные и научно-технические центры промышленных районов, групп предприятий должны быть удобно связаны с магистральными улицами, предназначенными для общественного транспорта.
Транспортное обслуживание промышленного района должно проектироваться на основании транспортной схемы проекта районной планировки и генерального плана города с комплексной увязкой всех видов транспорта между собой.
Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок.
Проектирование транспорта при разработке проектов планировки городских промышленных районов должно обеспечить: 1. выявление наиболее рационального варианта размещения промышленных предприятий; 2. создание общих для них транспортных объектов и определение экономической эффективности их строительства; 3. выбор видов транспорта для внешних и связанных с ними внутренних перевозок промышленных предприятий; 4. установление наиболее рациональной транспортной схемы на основе объединения выбранных видов транспорта для отдельных грузопотоков или предприятий в единую систему в увязке с проектируемым транспортом для пассажирских перевозок
Вид транспорта для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок предприятий выбирают на основании технико-экономических расчетов, учитывающих род транспортируемых грузов, объем и характер перевозок, расстояния транспортирования, целесообразность использования существующих транспортных сооружений, средств и устройств на основе кооперации. Следует преимущественно применять без рельсовый или непрерывный транспорт.
При технико-экономическом обосновании выбора видов промышленного транспорта необходимо учитывать: сокращение площади земельных участков, занимаемой транспортными сооружениями и устройствами, и недопустимость занятия ценных поливных и других сельскохозяйственных угодий; . возможность проектирования сооружений и устройств, предназначенных для совместного использования различными видами транспорта (совмещенных автомобильных и железнодорожных или автомобильных и трамвайных мостов и путепроводов, общего земляного полотна для автомобильных дорог и трамвайных путей и др.), а также возможность использования для нужд транспорта сооружений и устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин под земляное полотно железных и автомобильных дорог; водопропускных сооружений, плотин в качестве искусственных сооружений железных и автомобильных дорог и др.); . влияние транспортных сооружений, и устройств на архитектурно- планировочные решения осваиваемой территории.
В качестве промышленного транспорта обычно используют железнодорожный, автомобильный и непрерывный транспорт.
Железнодорожный транспорт применяется в случаях, когда другие виды транспорта экономически нецелесообразны или когда требуется перевозка тяжеловесных крупногабаритных и специальных грузов, грузов, не допускающих перегрузки (сжиженные газы, кислоты, тяжеловесы и др.), или же таких грузов, перегрузка которых вызывает ухудшение их качества, большие потери и т. д.
Использование железнодорожного транспорта целесообразно при небольшом объеме перевозок предприятий, расположенных вблизи пунктов примыкания к существующим путям, а также при несложных топографических условиях и, как правило, только при длительных сроках эксплуатации промышленных предприятий. Решение об использовании железнодорожного транспорта для вновь проектируемых предприятий должно приниматься исходя из комплексного рассмотрения вопросов выбора вида транспорта для обслуживания всех предприятий промышленного района.
Подъездные пути железных дорог для грузовых перевозок не допускается размещать в пределах селитебной территории, территорий, учреждений лечебно- оздоровительного назначения и массового отдыха, если они не предназначены для обслуживания указанных территорий. При крайней необходимости сохранения подъездных путей железных дорог, проходящих по территории жилых районов и пересекающих магистральные улицы, следует предусматривать строительство в местах пересечений путепроводов, пешеходных тоннелей или мостиков и проведение других мероприятий, обеспечивающих безопасность движения .
Автомобильный транспорт применяется для внешних перевозок: до- ставки на предприятия местного и привозного сырья, полуфабрикатов и оборудования, поставляемых транзитом и перегружаемых на грузовых дворах и контейнерных площадках станций общей сети или на прирельсовых складах предприятий; предприятий, имеющих складскую форму поставок сырья, полуфабрикатов и оборудования, со складских баз территориальных органов материально- технического снабжения; транспортировки отходов производства и мусора в отвалы; хозяйственных перевозок, связанных с ремонтом оборудования, до- ставкой строительных грузов, продуктов питания и др.; доставки трудящихся от мест расселения к предприятиям и обратно. При проектировании следует исходить из условия увеличения объема перевозок централизованным порядком (средствами автомобильных хозяйств республиканских министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог).
Непрерывный транспорт – конвейерный, трубопроводный (гидравлический, продуктопроводный, пневматический), канатно-подвесные и монорельсовые дороги целесообразно применять на внешних перевозках предприятий для: доставки сырья и топлива от мест добычи или пунктов перегрузки с магистрального транспорта на склады или непосредственно на предприятия; доставки готовой продукции с предприятий, производящих ее, предприятиям- потребителям или в пункты перегрузки на магистральный транспорт; доставки пустой породы и отходов производства в отвалы. Для транспортировки массовых грузов на ограниченные расстояния (до 20 – 30 км, а для отдельных видов транспорта и более) должна быть проверена возможность применения непрерывного транспорта, а также . канатно-подвесных дорог.
Страницы: 1, 2, 3