Рефераты. Особенности средневековой архитектуры p> Самой большой силой во Франции, без сомнения, была церковь, в частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали огромное влияние на религиозную жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира.

Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Так, например, историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу; в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. Для того чтобы паломники в таких церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на востоке хора располагалась чтимая гробница святого, могли посещать ее, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. К ней были пристроены дополнительные капеллы с алтарями в форме маленьких полукруглых апсид. Такая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала широко распространенной в иконографии французского романского стиля и готики.

Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году. Вестверк, нартекс и восточная апсида здесь, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже, окружены венцом капелл. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики или профилированных карнизов, Сен-Флибер демонстрирует строгую простоту раннего французского романского стиля.

С другой стороны, различные части здания по-разному и по-новому покрыты каменными сводами. Это напоминает о том, что Бургундия, страдая в первой половине 10 века от вторжения мадьяр, которые сжигали и грабили города и здания, познакомила Европу с пожароустойчивыми сводчатыми конструкциями.

Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе. Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитанским, с привилегией не подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви или светской власти. В ходе последующих трех столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно около 820 года
Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь управлялся самостоятельно, и осуществлял непосредственный контроль над 1450 клюнийскими монастырями.

Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. заменена на
Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.

В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень немногое. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вильгельмом фон Вольпиано.
Церковь представляла собой пример фантастического синтеза высокочтимых памятников прошлого с архитектурными достижениями 10 века. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Круглое помещение Сен-
Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с двухэтажными аркадами на колоннах. В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху.

Нормандия. Принявшие христианство викинги норманны создали по обе стороны Ла-Манша государства с четкой организацией. Церковь аббатства Нотр-
Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного строительства в норманнском романском стиле. В 1037 году было начато ее строительство, и 30 лет спустя она была освящена Вильгельмом завоевателем после его триумфального возвращения из побежденной Англии. Для впечатляющего западного фасада были применены обычные в начале 11 века в Германии парные башни, завершения которых имели оригинальную октогональную форму. Высоких неф интересен характерной сменой опор в парном ритме: цилиндрические пилоны чередуются в многосоставными столбами, проецирующимися на стену с виде лопаток.

Более поздние романские и готические церкви перекрывались каменными сводами, покоившимися на таких сложных опорах, но в это время еще не существовало решений для проблем, возникающих при высоких каменных сводах.
Потолки в Жюмьеже имели деревянную конструкцию. В поперечном нефе мы впервые видим типично норманнскую кладку из двух рядов камней. Здесь стена настолько массивна, что образует самостоятельное строительное сооружение с первым этажом аркад и широкими внутренними хорами над ним.

Несколько позднее возникли две аббатские церкви с более сильным давлением: Санте-Трините, начатая в 1062 году церковь женского монастыря, и
Сен-Этьен, более роскошная церковь мужского аббатства, начатая тоже в 60-е годах. В то время как нефы обеих церквей первоначально имели плоские деревянные потолки, которые около 1105 – 1115 гг. были заменены на каменные своды, в алтарном помещении церкви Санте-Трините, вероятно, уже в 80-е годы
11 века был установлен большой двухпролетный крестовый свод. При этом речь идет о самом раннем европейском примере крестового свода, перекрывающем такое широкое помещение.

Вероятно, его можно сравнить с крестовым сводом Шпейерского собора, заменившим деревянный потолок над средним нефом около 1082 – 1106 гг.
Характерной особенностью романских церквей являлось усиление сводов подпружными арками, разделяющими каждый пролет нефа.

Англия. Похоже, что в конце 11 века инициатива в строительстве сводов довольно неожиданно перешла к Англии, где норманнский стиль был введен королем Эдуардом Исповедников в Вестминстерском аббатстве даже еще до завоевания Англии норманнами.

Политика созидания вместо разрушения, которую норманны вели после завоевания 1066 года, без сомнения, была беспримерной по масштабам и эффективности. Типами зданий, которые норманны изобрели в качестве символов нового культурного и политического единства, были церковь и замок.

На примере Вестминстерского аббатства с тремя апсидами на востоке, парными башнями на западе и башней средокрестия, становится ясно, что норманнский стиль укоренился бы в Англии в любом случае, даже если бы не случилось завоевания. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Перечень новых крупных только в 70-е годы 11 века включает в себя Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский,
Винчестерский соборы, а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 году возникли соборы в Норвиче, Или и
Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери,
Блит и Сент-Мери в Йорке. Эти церкви были частично перестроены в позднем
Средневековье, но по сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и
Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.

Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.

Монументальность соборов Линкольна и Туксбери нашла свое полное выражение в гражданской архитектуре 11 века, в строительстве крепостных сооружений типа Белой башни Тауэра (около 1077 ( 1097), а так же в еще более крупном замковом комплексе Колчестера, Эссекс. Возможно, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.

Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Белая башня Тауэра является первым тому примером.
Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Вильгельм приказал построить башню – в плане прямоугольник – на Темзе, практически с внутренней стороны существующей римской городской стены Лондона. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Для того чтобы оценить впечатление, производимое этим зданием на саксонскую Англию, необходимо учитывать, что ко времени норманнского завоевания в стране, вероятно, имелось очень немного каменных строений. Эта трехэтажная башня со стенами, которые в основании имели толщину 3,6 метра, должно быть являлась самым впечатляющим сооружениям Англии тех времен.

Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так очевидно, как в архитектуре замка, монастыря и собора в Дареме, стоявших высоко на крутой скале над петлей реки. Строительство нового собора в Дереме было начато в 1093 году; поскольку собор принадлежал к последним в ряду величественных соборов 11 века, архитекторы могли использовать все достижения эстетической и технической мысли. Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично, чем в Или или Глочестере. Существует тонкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, которые даже будучи совершенно разными по форме, тем не менее, практически идентичны в визуальном восприятии. Массивные круглые пилоны украшены глубоким абстрактным орнаментом в виде зигзагов и ромбов. Еще с начала строительства в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая сеть крестовых реберных сводов. Возможно, этот собор является первым в Европе сооружением, предвосхитившем готический стиль.

Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии, с течением времени становился все более роскошным и декоративным, пока в 70-е годы 12 века не уступил место готическому стилю, причем первые готические формы появились в крестовых сводах Дарема уже около 1100 г. Взаимный переход стилей хорошо прослеживается на примере собора в Или, строительство которого было начато в 80-е годы 11 века. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века.
Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля.

Испания. В 11 и 12 вв. христианское королевство на севере Испании в ходе борьбы против мавров смогли увеличить свою территорию более чем вдвое.
На архитектуру Испании влияло наличие паломнических путей из Франции. На испанской стороне Пиренеев пути сходились в Пуэнте-ля-Рейна, а оттуда вела одна дорога в монастырь Сантьяго де Кампостела. Вера в то, что нем похоронен апостол Иаков, имела такую силу, что монастырь превратился в самое знаменитое из средневековых место паломничества после Рима и
Иерусалима.

Внешний вид монастыря в Сантьяго (около 1075 – 1150) был изменен в эпоху барокко. Архитекторы, перестраивавшие церковь в 30-е годы 18 века, сохранили не только романское оформление интерьеров, также части и западного фасада, закрытого великолепным новым фасадом.

Воинственный дух испанского католицизма нигде не проявляется лучше, чем в укрепленной церкви с монастырем в Лоарре, которая могла служить крепостью, и датирована концом 11 века, а так же возведенной примерно в это же время городской стене Авилы.

Влияние мосарабской архитектуры и использование труда мусульманских ремесленников превращает испанский романский стиль в особо интересный предмет для изучения. В монастыре Санто Доминго де Силос (около 1085 –
1100), в котором находятся некоторые из самых знаменитых образцов испанской монументальной скульптуры, угловые пилоны украшены тонко сработанными рельефными пластинами по образцу романской резьбы по слоновой кости и мосарабских иллюминированных рукописей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.