Рефераты. Летний сад p> Мраморная скульптура


Летний сад – богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты,
Украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века.
В России до начала XVIII века светской пластики почти не было. В Летнем саду, на Школьной аллеи есть статуя, условно названная исследователем Ж. А.
Мацулевич ''Нимфой Летнего сада''. Очевидно она и есть копия Нимфы леса, созданная неизвестным римским скульпторам с оригинала. Нимфа типична для раннего борокко. Молодая женщина опирается на высокий пень, на нём внизу крупные листья и распустившийся цветок. Это атрибуты дриад. Они жили в лесах среди листвы и цветущих деревьев. Исследователи считают эту статую од ной из самых ценных приобретений для Летнего сада.
У Петра I в Летнем садубыла создана уникальная кол- лекция статуй и бюстов. В первой половине XVIII века их насчитывалось около 200. После Петра коллекции постепенно стала разобщатся: одни статуи увезли в Ца- рское Село, в Павловск,другие попали в Эрмитаж.Мно- го статуй погибло особенно в XIX веке.
В настоящее время в Летнем саду находится 92 скуль- птуры, из них 87 стоят на аллеях, в том числе несколь- ко – позднего времени.
Пластику Летнего сада можно разделить по тематике на следующие группы : персонажи античной мифало – гии; греческие и римские императоры, учёные и фи- лософы древнего мира; скульпторы, позволяющие в аллегорической форме пропагандировать важные для России общественно – политические события, прославлять преобразовательную и воинскую деятельность Петра I, и, наконец познавательно – развлекательная скульптура – ''Круговорот суток'' скульптура Д. Бонацца, сохранившееся до наших дней. Из первой группы в настоящее время в саду имеются бюст Аполлона работы П. Баратта и копия античной скульптуры Аполлона Бельведерского, выполненная в конце XIX века.
Среди зелени, под сенью деревьев стоят статуи муз: Талия, Эвтерпа,
Терпсихора, Нимфа воздуха. На аллеях и площадях сада можно увидеть статуи известных в то время мастеров: Флору, Помоны и Сатурна, бюст Вахта,
Немезиду, Беллону, Сивилу Дельфийскую, сивилл Ливийскую и Европейскую.

Среди скульптурных изображений персонажей древних мифов особенно выделяются художественным совершенством моделировка форм, тонкостью и изысканностью рисунка и композиции, одухотворенностью образов Минерва,
Церера, Беллона и группа '' Амур и Психея.'' Эту группу в 1719 году приобрел Ю. Кологривов и писал о ней с большим восторгом.

Стилестическое исследование группы ''Амур и Психея'' и некоторые косвенные архивные документы привели исследователей к выводу,что эта скульптура была исполнена неизвестным талантливым мастером школы Бернини.

К группе портретных скульптур относятся бюсты Александра Македонского работы скульптора П.Баратта; Цезаря; Августа- первого римского императора, покровителя литературы, искусств и наук, за что время его правления называли'' золотым веком римской литературы''; Траяна Римского императора, при котором были построены в Риме здания замечательной архитектуры. Кроме перечисленных в саду стоят портретные бюсты Марцелла, Нерона, Клавдия,
Яна Собеского и другие. Скульптурные изображения философов и ученых древнего мира способствовали распространению наук, пропаганде культуры.
На портере в северо – западном углу сада стоят бюсты древнегреческих философов: Демокрита – ''в шапочке и меховой тоге'', Гераклита – ''в драпировке, покрывающей голову'', и другие.

Бюсты римских императоров, учёных античного мира и многие другие скульпторы Летнего сада пока остаются безымянными. К аллегорическим скульптурам в саду относятся, прежде всего, группа Ништадский мир, статуи
Слава, Навигация, Архитектура и четыре фигуры, изображающие Искренность,
Истину, Милосердие, Правосудие. Аллегории последних четырёх статуй были призваны прославлять самодержавие и добродетели монарха, утверждая абсолютизм.

Ништадтский мир, Слава, Правосудие, Милосердие-работы П. Баратта.
Исследуя стилистические особенности произведений этого скульптора, можно предполагать, что статуи Навигация и Архитектура тоже исполнены им. Пьетро
Баратта наиболее ярко выражал позднебарочный стиль.

Не может вызывать сомнения, что статуя Навигация была заказана для русского царя. На развернутом листе карты, которую держит в руках
Навигация, изображен Скандинавский полуостров с названиями стран, а на месте Петербурга рельефно выделен солнечный диск в виде лица.

То же можно сказать и о статуе Архитектура, стилистические черты которой очень близки к изображаемым скульптором женским фигурам. Аллегория этой Статуи представляет бурное строительство в стране новых городов и портов.

Имеется архивный документ, освещающий историю приобретения скульп- туры Ништадтский мир.
В 1726 году С. Рагузинский писал интенданту Б. Неронову о данном ему государем задании заказать в Венеции в мраморном изображении заключение ''с коронною швецкого вечного мира. '' И одновременно были заказаны еще две статуи – Слава и Храбрость воинская. За все он (Рагузинский) уплатил 800 рублей, скульптуры были приняты и установлены в Летнем саду.

Какое-то время скульптурную группу Ништадтский мир называли Мир и
Изобилие. Но как видим, аллегория скульптуры посвящена знаменательному для
России событию победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Поэтому скульптурная группа
Ништадтский мир и должна так именоваться. Именно за эту историческую победу
Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.
Скульптурная группа Ништадтский мир в настоящее время установлена на высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца. Своим мягким живописным силуэтом белоснежная мраморная скульптура прекрасно вписывается в набережный ландшафт сада.
Композиционным и смысловым центром группы является величаво сидящая
Аллегорическая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом, олицетворяющая собою Россию. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности.
Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа, своими широко раскрытыми крыльями напутствует и оберегает сидящую фигуру.
Это Ника, богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь-символ мира, а ногой по – пирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию.
Лев лапой придерживает картуш с надписью на латин – ском языке: '' Велик тот, кто дает , и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить мо – ет''. Девиз истинно великих, благородных личностей, ко- торые не теряют присутствия духа и при поражениях, ко- торые не теряют присутствия духа , и при достижении вершин славы. Он как бы уменьшает, смягчает неизбе- жную пропасть между победителем и побеждённым.
По совершенству композиции, пластическому решению,по глубине проникновения в идейно–эмоциональную сущность аллегорических образов скульптурная группа Ништадтский мир принадлежит, пожалуй, к лучшим образцам садово-парковой скульптуры XVIII века. В Летнем саду имеется бюст шведской королевы Христины (правила в 1644-1649 гг.). Долгое время он не был атрибутирован. А за изображение Христины принимали бюст жены Яна
Собеского Марии Казимиры.В 1950-х годах на основании проведённого исследования были сделаны правильные атрибуции, которые подтвердила приезжав шая из стокгольмского национального музея научный сотрудник Ева
Хофф.
В первой половине XVIII века декоративная скульптура стояла преимущественно в первом парадном саду ив Гроте. Примечем устанавливалась она на аллеях в соответствии с требованием стиля – в строгом порядке, чередовании: статуя, бюст – статуя и т.д. От такого расположения создавалось особое зрительное восприятие скульптур – как белой волнистой линии на фоне зелёного сада.

Сравнивая аллегории скульптур с аллегориями живописи, интерьеров и барельефов, украшающих фасады Летнего дворца, живописью триумфальных во рот, посещавшихся определенным событиям, главным образом военным и политическим, с театральными постановками той поры, мы везде видим повторение одних и тех же аллегорий, мифов, героев и исторических эпизодов древности, служивших прославлению России и её военных побед, возвеличиванию личности Петра I, его талантов и т.п. Очевидно, в соответствии с этими идеями была расставлена скульптура.

Однако со временем скульпторы в саду переставлялись. Расстановка скульптур, относящаяся к XIX веку, совсем не отвечала требованиям и задачам, какие предъявлялись к искусству петровского времени, статуи и бюсты в саду оказались расставленными произвольно.
В 1956 году был составлен совмещённый топографический план по описям
1728, 1736, 1771, 1794-го и более поздних годов, и на основе полученных данных произведена перестановка всей пластики, которая в какой-то мере приблизила её к типографии петровского времени.
Удалось выяснить, то сохранившаяся скульптура в Летнем саду за небольшим исключением – петровского времени и что она была сосредоточен главным образом на территории парадного сада, там же, где и теперь.
Созданный в начале XVIII века уникальный комплекс скульптуры Летнего сада сыграл в своё время исключительную роль в развитии светской объемной пластики в России, эстетическом воспитании, а также пропаганде искусств, наук, служивших основными целями и идеями государственных, военно – политических, экономических и культурных преобразований.

Грот

В 1714 году началось строительство Грота. Этот удивительный садовый павильон восхищал каждого, кто его видел, и потому он заслуживает особого рассказа. Распоряжение о проектировании Грота Пётр даёт спустя десять лет после основания сада, когда в ''огороде'' работал Андреас Шлютер. В документе, подписаном царём 2 мая 1714 года, говорилось: ''В огороде сделать грот…о чём препорцию взять у боудиректора, о котором ему уже приказано…''. В конце мая или в начале июня этого года А. Шлютер неожиданно умер. Вряд ли при нём успели заложить даже фундаменты Грота. Но известно, то проект он успел разработать, с подробным описанием декора интерьеров.
Место для него было выбрано у Фонтанки, не далеко от Красного, второго сада. На этом месте теперь стоит Кофейный домик, или Павильон Росси.
Строительство Грота затянулись на многие годы. Отделка интерьеров была закончена уже после кончины Петра.
Со смертью Шлютера строительством руководили последовательно выдающиеся архитекторы петровского Петербурга Ж.-Б. Леблон, Матарнови, Микетти и, наконец, с 1723 года достраивал и декорировал интерьеры Грота М.Г. Земцов.

В 1716 году Меншиков писал Петру, находившемуся за границей, что всё задуманное в саду строительство одновременно выполнить невозможно и что решил прежде отделать Грот, а затем остальное.

Работы велись интенсивно и летом, и зимой, но продвигались они довольно медленно. В течение 1717 – 1720 годов всё ещё тянули карнизы, стены украшали раковинами, художник Георг Гзель расписывал купол, ящики под фигуры и другое.
Для украшения Грота закупались и привозились из-за границы различные дорогие материалы и произведения искусства: разноцветные мраморы, раковины, разные мраморные ниши, маскароны, скульптуры, орган. Только в 1721 году
Городовая канцелярия приняла много различных вещей для Грота с корабля из
Голландии, среди которых были зеркальные круглые рамы, свинцовые лебеди, четыре свинцовых амура на дельфинах, статуя Нептуна и другие.

Из Венеции привезли два круглых столика из африканского мрамора.
Столешница наборного мрамора покоится на деревянной позолоченной фигуре, изображающей Атланта. Один из столиков до сих пор хранится в Летнем дворце
– музее Петра I.

И вот наконец в 1722 году в одном из документов появились сведения:''…в
Летнем доме… грот внутри изукрашен весь раковинами, фигуры и фонтаны учреждены, ныне выстилается пол мраморными плитками…''. Но через два года был получен новый приказ : заменить гипсовые фигуры в Гроте свинцовыми. Мастеру литейного де- ла французу Ф. Вассу было поручено отлить по чер- тежам и моделям и хорошо вычистить фигуру Непту- на и четыре маскарона.
В1725 году в основном все отделочные работы бы- ли закончены. Три зала Грота объединялись большими арочными проёмами. Над центральным возвышался стеклянный купол.

В безоблачный солнечный день в саду все струилось, переливалось, сверкало, воздух наполнялся ароматом душистых цветов и трав, слышались журчание фонтанов и пение птиц. Описание Летнего сада в своем дневнике камер-юнкера Берхгольц заключал словами: ''Одним словом ,там есть все, чего только можно желать для увеселительного сада''. Восторженно писал о
''царском огороде '' и Феофан Прокопович-прогрессивный деятельXVIII века:
''… дом царский на брезе полуденном Невы, при самом ея на помянутые струи разделении построенный , и при нем ветроград образцом италианским насажанный, с прекрасивыми архитекторскими гульбищами и холодильниками , дивную являет красоту и пловущих по реке увеселяет''.

Осуществилась мечта Петра, в 1720 году он говорил:'' если проживу 3 года-

-буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля:. Летний сад становится центром политической , официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств. От первоначального облика Летнего сада сохранилась основная регулярная планировка аллей первого и второго садов, Карпиев пруд.

Вывод


В конце XVIII столетия и в XIX веке в Летнем саду появились памятники, достойно украсившие ансамбль: Невская ограда, по всей красоте занимающая выдающееся место среди аналогичных классических произведений архитектуры,
Кофейный домик, окруженный разросшимися вековыми деревьями, у Карпиева пруда – ваза эльфдальского порфира, памятник великому баснописцу И. А.
Крылову и, наконец, деревянный Чайный домик, доживший до нашего времени от первой четверти прошлого столетия.

Бережное сохранение всех памятников и Домика Петра лежит на ответственности дирекции, научного и массового отделов музея. Ежегодно производится ремонтно-строительные, реставрационные работы и по содержанию зелёных насаждений. Наиболее полная реставрация Летнего сада занимает вопрос о сохранении мраморной петровской скульптуры. Она находится в очень тяжёлом состоянии – идёт процесс изменения скульптуры мрамора из-за неблагоприятных условий внешней среды. Самое радикальное решение состоит в перемещении её в закрытые помещения и в замене подлинных бюстов и статуй копиямииз материала, близкого к мрамору.

В XVIII веке в Летнем саду звучали вальторны, затем чарующая роговая музыка, а с XIX века и поныне играют духовые оркестры, а иногда симфонический. В саду всегда людно, особенно много гулящих в свободное от работы дни. Ленинградцы любят свой Летний сад в любое время – весной и летом, но особенно осенью, когда так восхитительно смотрится скульптура на фоне многоцветная золотистых кустов и деревьев, когда кроны вековых лип и дубов своим лёгким шелестом навевают покой.

Используемая литература

1. Архив Академии Наук СССР, опись скульптуры Летнего сада.

2. Архив Государственного Русского музея.

3. Общий архив Министерства императорского двора.

4. Архив Государственного Эрмитажа.

5. Архив Академии Художеств (Ленинграда).

6. Архив Ленинградской инспекции по охране памятников.

План

1. Летний сад 1-4

2. Фонтаны и лабиринты 4-5

3. Мраморная скульптура 5-9

4. Грот 9-10

5. Вывод 11

6. Используемая литература 12

Реферат по истории города

На тему:

Летний сад

Учащегося Невского

Политехнического

Лицея группы Опи 4142

Яковлева Алексея.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.