Рефераты. Атланты и кариатиды Петербурга

Атланты и кариатиды Петербурга

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История и культура Санкт-Петербурга

на тему: “ Атланты и кариатиды Петербурга”

ВЫПОЛНИЛ:

Студент: Митичев Руслан Сергеевич

Группа Г-2-

22

Курс 1

№ зачетной книжки 06375 дом. телефон 43-75-11


ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель

2003

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4 стр.

Глава 1 Ставшие шедеврами…………………………………..……………5-8 стр.
1.1 Атланты Нового Эрмитажа……………………………………………..5-6 стр.
1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца…………………………6 стр.
1.3 “Нимфы” Адмиралтейства………………………………………………6-7 стр.
1.4 Теламоны Инженерного замка…………………………………………….7 стр.
1.5 Атланты и кариатиды особняка Демидова………………………………8 стр.

Глава 2. Более поздние постройки…………………………..……………..9-10 стр.
2.1 Особняк Мясникова…………………………………………………...……9 стр.
2.2 Дворец князя Белосельских- Белозерских…………………………....9.-10 стр.
2.3 Гостиница “Европейская”………………………………………….……..10 стр.

Глава 3. Доходные дома ………………………..…………………………...11 стр.

Глава 4. Кариатиды ……………………………………………………….12-13 стр.
4.1 Дворец Строгановых ………………………………………………….…..12 стр.
4.2 Дом Департамента уделов …………………………………………....12-13 стр.
4.3 Ново-Михайловский дворец ……………………………………………..13 стр.

Глава 5. Интерьеры ……………………………………………………......14-15 стр.
5.1 Парадный зал дворца Монплезир ………………….…………………….14 стр.
5.2 Интерьеры Екатерининского дворца …………………..………….....14-15 стр.

Вывод…......................................................................

......................................16 стр.

Список литературы …………………………………………………………..17 стр.

Список литературы
1. Матвеев П.Н. “Атланты и кариатиды Петербурга”, Санкт-Петербург,

“Искусство-СПБ”, 2001;
2. Тарасова Л. А. ,” К истории создания атлантов портика Нового Эрмитажа”
Л.,

1983., стр. 171;
3. Исоченко В.Г., Питанин В.Н. “Литейный проспект”, Л., 1989 г.

Введение

В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительства искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты.
По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застрой ка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характе ризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зод чества на русской почве на протяжении 18-19 –х веков.

Однако, несмотря на очевидное влияние на градостроительное искусство
Санкт-Петербурга со стороны зарубежного, прежде всего европейского, зодчест ва, петербургская архитектура не копирует механически иноземные стили, но вносит в них нечто свое, исконно русское.. Архитектура Петербурга формирова лась применительно к водным пространствам, плавным линиям Невы и каналов небесным просторам, тучам, туманам, инею.

На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного облика
Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсе- нал наиболее выразительных художественных средств, доводя уровень их совер шенства до степени истинных произведений искусства.

В мировой архитектурной практике довольно широкое распространение по лучили такие варианты декоративной скульптуры, как атланты и кариатиды.Вы разительные возможности этого вида скульптуры весьма широки:, атланты и кариатиды могут быть использованы как в экстерьерах зданий, так и в оформле нии их интерьеров, могут являться не только элементами декора на фасаде от дельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектур ных ансамблей. В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самосто ятельные произведения искусства.

Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство атлантов и кариатид. Среди огромного числа изданий, посвященных архитектуре Петербурга и пластическим средствам декоративного оформления строений, вообще отсутствуют работы, рассматривающие в полном объеме вопросы становления и развития в Петербурге этого вида скульптуры. В путеводителях по городу характеристика объектов зодчества дается обычно очень обобщенно и кратко, атланты и кариатиды большей частью вообще не упоминаются. Только в изданиях , дающих описание отдельных, наиболее известных зданий и архитектурных комплексов, встречаются сведения весьма ограниченного объема и отрывочного характера об использовании декоративной скульптуры в художественном оформлении этих объектов.

А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по
Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами самого разнообразного стилевого и художественного исполнения. Многие из этих произведений отличаются ориги- нальным образным решением, носят отпечаток тех или иных стилевых эпох.

Декоративно-художественная тема атлантов и кариатид возникла еще в ан
-тичном зодчестве, но в те времена она получила ограниченное распространение .Однако с течением времени, с появлением новых видов конструкционных ма териалов и методов строительства, образы атлантов и кариатид стали все чаще применяться для декорирования конструктивных опор.
Это расширяло арсенал декоративно-художественных средств архитектуры. Особо широкое распростра нение атланты и кариатиды получили в архитектуре 17- начала 20 века. Именно на этот период приходится градостроительное формирование центральной час- ти Петербурга, заложенного 16 мая 1703 года.

ГЛАВА 1

СТАВШИЕ ШЕДЕВРАМИ

1.1 Атланты Нового Эрмитажа

В 1837 году было принято решение на угловом участке , ограниченном
Миллионной улицей и Зимней канавкой, построить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций – Нового Эрмитажа. Строительство , длившееся с 1839 по 1852 год осуществлялось под руководством мюнхенского архитектора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В. П. Стасова и Н. Е.
Ефимова.

Чтобы главный фасад Нового Эрмитажа не уступал в объемах и декоре фасаду Зимнего дворца, насыщенному светотеневыми контрастами, было обращено особое внимание на его архитектурное и пластическое оформление, в котором главную роль играет скульптура. Центр здания оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов , исполненными скульптором А. И.
Тербеневым. Имеющиеся архивные документы позволяют проследить творческий процесс формирования скульптурного образа атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика , в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и словно слились с ними в застывших позах.[1] В реальном портике
Тербенев создал композицию не только пространственную, но и динамичную.
Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представляют лишь один момент борьбы с тяжестью исполинского груза. Заменив предложенные
Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор смог усилить художественную выразительность пластических образов путем более полной и последова- тельной проработки всех мышц и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения.

Красота и художественная выразительность этого архитектурно- декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.[2]

1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца

При возведении Екатерининского дворца (1751 – 1756) архитектор Ф. –Б.
Растрелли использовал здание, стоявшее здесь еще с петровского времени, значительно увеличив и надстроив его. Дворец служит ярким примером удачного применения атлантов и кариатид в качестве одного из доминирующих средств декоративно-художественной организации архитектурных композиций.

Главный фасад дворца обращен в сторону парадного двора, центральная часть, обрамленная колоннами и пилястрами, имеет парадное крыльцо с широкими пологими лестницами. Колонны второго этажа поддерживаются снизу изваяниями атлантов. Их фигуры отмечены выразительностью пластического решения – упругим наклоном головы и мускульной напряженностью тел, сопротивляющихся тяжести колонн.

С не меньшим совершенством исполнены скульптуры кариатид на уровне второго этажа дворца, обрамляющие оконные проемы и образующие своеобразные наличники окон.

1.3 “ Нимфы” Адмиралтейства

Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 год архитектором А. Д.
Захаровым на месте Адмиралтейской верфи, заложенной еще в 1704 году по проекту самого Петра 1. Скульпторам удалось в новом здании сочетать приемы классицизма с элементами зодчества начала 18 века, создав единственное в своем роде здание. Скульптура Адмиралтейства отличается многообразием пластических форм, каждая из которых по-своему способствовала формированию символического образа Адмиралтейства как центра морской твердыни –
Петербурга.

Среди всего многообразия скульптур виднейшее место занимают две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства и называемые “Нимфы, несущие небесную сферу”. Эти группы, созданные скульптором Ф. Ф. Щедриным, представляют собой одно из наиболее оригинальных произведений всего адмиралтейского цикла. Скульптуры были вырублены из пудостского камня в 1812-1813 г.

Скульптору удалось создать уникальные по содержательности и пластической выразительности образы. Статные, полные силы и спокойствия фигуры нимф-океанид в античных одеждах отчетливо выделяются на фоне гладких стен Адмиралтейства.

1.4 Теламоны Инженерного замка

Среди многочисленных исторических и архитектурных памятников Петербурга особо выделяется Инженерный (или Михайловский) замок, расположенный в начале Садовой улицы. Архитектурное своеобразие замка вытекает прежде всего из того, что ни один из его четырех фасадов не повторяет другой.

Интересен северный фасад, обращенный в сторону Летнего сада.
Центральная часть этого фасада, с обеих сторон фланкированная обширными ризалитами, на уровне второго этажа оформлена открытой террасой. В верхней части фасад завершается высоким аттиком , декорированным скульптурой и барельефами. Там есть поднятые на значительную высоту , шесть скульптур атлантов , поддерживающих карниз с балюстрадой аттика. Скульптуры эти, в отличии от остальных петербургских атлантов, традиционно называются теламонами Инженерного замка. Фигуры теламонов исполнены из пудостского известняка; высота каждого из них – 3,2 м., ширина – 0,9 м..

1.5 Атланты и кариатиды особняка Демидова

На Большой Морской улице стоит богато оформленное небольшое здание , неизменно привлекающее внимание необычным для Петербурга видом фасада.
Этот трехэтажный особняк был возведен по проекту архитектора О.Монферрана, разработанному в 1836 году, для заводчика- миллионера П.Н.Демидова.

На уровне второго этажа установлен массивный и обширный мраморный балкон, поддерживаемый шестью полуфигурами атлантов и кариатид, выполненными из белого мрамора. Интересно и необычно образное и композиционное решение многофигурной группы, позволившее избежать впечатления однообразия. По углам балкона установлены две пары фигур
–атлант и кариатида, развернутые на 90 градусов на обе стороны каждого из углов. Остальные две скульптуры размещены фронтально, фланкируя центральный въезд во двор здания. Разнообразие скульптурной композиции достигается также тем, что каждая фигура не является повторением другой, а имеет свое образное решение. Если бородатый атлант, стоящий слева от центрального въезда, изображен в спокойной, довольно раскованной позе, помогая поддержке балкона правой, запрокинутой за голову рукой, то левый, угловой атлант отличается большой напряженностью мускулов, он вынужден преодолевать давящие силы с помощью двух закинутых за голову рук. И наконец, совсем иначе решена скульптором фигура правого углового атланта: его силы уже на исходе, голова склоняется к левому плечу, двумя полуопущенными руками за спиной он еще пытается удержать непосильную ношу; и поза, и лицо его выражают усталость. Отлично выполненные из благородного материала крупные фигуры, вносят основную лепту в формирование выразительного облика центральной части фасада. В последующие годы художественные решения декоративного оформления особняка Демидова принимались за образец для многих новых построек.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.