Рефераты. Архитектор Эммануил Ходжаев (1834-1906)

Архитектор Эммануил Ходжаев (1834-1906)

Дом наследников Ходжаева в Пятигорске

Архитектурно-историческая справка

Адрес: г.Пятигорск, проспект им. Кирова, 27.

Здание построено в 1909 году наследниками пятигорской купеческой семьи Ходжаевых, в старинном городском квартале.

История застройки квартала

Квартал, в котором расположено здание, застраивался постепенно. В конце 1820-х -начале 1830-х годов в его восточной части сформировалась довольно обширная усадьба главного врача Кавказских Минеральных Вод
Ф.П.Конради.

По проекту планировки г.Пятигорска 1830 года, рядом с ней, с западной стороны, предполагалось выстроить аптеку и дом для медиков. Но уже в 1840 году на «Плане Пятигорска» на месте предполагаемых построек обозначены деревянные торговые ряды. Возможно, что именно здесь находилась и лавка купца Никиты Челахова. Его имя прочно утвердилось в лермонтоведении. Лавка
- одно из несохранившихся лермонтовских мест в городе. В романе «Герой нашего времени», который был создан М.Ю.Лермонтовым после первой ссылки на
Кавказ в 1837 году, поэт упоминает о ней как о месте встречи Печорина и княжны Мери: «Вчера я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер...».

Когда-то в этом районе устраивались и ярмарки. Судя по тому же плану
1840 года между усадьбой Конради и торговыми рядами проходил небольшой бульварчик - с юга на север, перпендикулярно к Среднему Бульвару. Так в середине XIX века называлась часть нынешнего проспекта имени Кирова.

В конце 1840-х годов в юго-западной части квартала антрепренером
К.М.Зелинским выстроено каменное здание гастрольного театра. Оно сохранилось до наших дней и известно пятигорчанам как кинотеатр «Родина», выходит главным фасадом на современную улицу им. Братьев Бернардацци. В конце XIX - начале XX века усадьба театра принадлежала Берестовской. На месте же усадьбы Конради в 1904 году выстроена обширная по своим габаритам
«Казенная» гостиница. Сейчас в этом здании размещаются службы узла связи, расчетно-кассовый центр, музей краеведения, медучилище, а также жилой флигель.

Таково историческое окружение усадьбы наследников Ходжаева.

Имя купчихи Ходжаевой появляется в документах, хранящихся в
Государственном архиве Ставропольского края, в 1864 году. К сожалению, они не изучены. Вероятно, к этому времени деревянные торговые ряды пришли в ветхость, к тому же на противоположной стороне бульвара строился громадный белокаменный Спасский собор, местность вокруг него благоустраивалась.
Торговые ряды перенесли в другой район. Освободившееся место передали под застройку купчихе Ходжаевой.

На плане Пятигорска 1887 года обозначена плотная застройка усадьбы домами, выходившими своими фасадами на Царскую улицу (бывший Средний бульвар) и Церковную (ныне Соборную). В центре двора были еще какие-то две постройки. В одной из них размещалось Агентство Российского Общества страхования и транспортировки кладей.

История постройки и эксплуатации здания

К началу XX века капитал наследников Ходжаева увеличился настолько, что появилась возможность выстроить в Пятигорской усадьбе новый большой комфортабельный доходный дом. 1909 год точная дата его постройки, но имя архитектора не выявлено. Можно предположить, что им мог быть известный на
Кавказских Минеральных Водах архитектор Ходжаев, автор ряда проектов для города Кисловодска начала XX века. По его же проекту на старом городском кладбище в Пятигорске под Машуком выстроена усыпальница семьи Ходжаевых - в армянской части кладбища - в стиле старинных армянских культовых построек.

В 1910 году в «Путеводителе по Кавказским Минеральным Водам», изданном
Управлением КМВ, дано объявление о сдаче здесь гостиничных номеров: «Дом
Ходжаева» - номера сдавались по цене до 75 рублей. Известный пятигорский краевед Л.Н.Польский считал, что дом принадлежал Агабегову, который, возможно, находился в родстве с Ходжаевыми. По его же версии, в нем располагалась частная лечебница известного пятигорского стоматолога
Г.В.Трумпельдора. Этот факт говорит о том, что, помимо гостиницы, здание служило и для других целей. В первом этаже размещались магазинчики, в подвале - один из первых городских кинотеатров «Сплендид» - в него можно было попасть, спустившись по лестнице главного вестибюля. (Кинотеатр
«Колизей» в бывшем гастрольном театре Зелинского появился лишь в 1914 году).

Справа и слева от здания находились одноэтажные магазины, также принадлежавшие наследникам Ходжаева.

Гостинично-торгово-развлекательный комплекс в этом доме просуществовал немногим более семи лет. В 1918 году здесь появились другие хозяева.

Уже в наше время на фасаде установлена мемориальная доска в память о том, что в этом здании в 1918 году жил председатель Пятигорского Совдепа
Г.Г.Анджиевский. Правда, некоторыми краеведами факт этот оспаривается.

Примерно с 1920 года в бывшем доме наследников Ходжаева разместился
Терский Губернский Отдел Государственного Политического Управления (ГПУ).
Дом начал жить другой жизнью. После выселения кинотеатра в подвале содержали арестантов. Здесь ожидали своей участи восставшие казаки станицы
Боргустанской (по сведениям Л.Н.Польского).

В 1925 году Пятигорск посетил Ф.Э.Дзержинский. Возможно, что его соратники принимали знаменитого чекиста именно в этом здании. Усадьба наследников Ходжаевых стала местом, где на протяжении последующих десятилетий вершились судьбы людей. ГПУ сменило Управление Пятигорского отдела Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД), затем - отдел
Министерства Госбезопасности (МГБ), после него - Управление Комитета госбезопасности (УКГБ). Именно благодаря тому, что в здании размещались эти солидные учреждения, его первоначальный облик дошел до нас с незначительными изменениями. Лишь пожар 1942 года - здание было подожжено перед приходом немцев -вынудил несколько видоизменить вид фасада. Внутри произвели частичную перепланировку.

В 1980-е годы отдел КГБ переселился в другое, новое помещение. Дом передали Санэпидемстанции и отделу Красного Креста. Подвал переоборудовали под кафе.

В начале 2000 года здание передано в пользование Муниципальному унитарному предприятию «Управление городского хозяйства». В марте того же года начались ремонтно-реставрационные работы.

Описание фасадов и интерьеров

Дом наследников Ходжаева выстроен в 1909 году в стиле «Поздний модерн». Трехэтажный, с мезонином, «Т» - образной формы, с подвалом под всей постройкой. Стены первого этажа - из гладко тесанного рустованного белого камня, второй и третий -из желтого кирпича северный фасад оштукатурен. Междуэтажные перекрытия выполнены из металлических двутавровых балок. Кровля металлическая, перегородки внутри здания кирпичные и деревянные, дощатые. Полы паркетные, а в вестибюле первого этажа -- цементные. Лестницы – с бетонными ступенями и металлическими ограждениями.

Планировка помещений имеет четкие формы. Здание изначально имело водопровод, электроосвещение, канализировано. Отопление производилось с помощью голландских печей, а частично облицованных метлахской плиткой, с керамическими украшениями, частично – полукруглых, чугунных. Высота почти всех помещений, за исключением мезонина, - около четырех и более метров.
Полезная площадь - 1430 кв.м, кубатура - 5486 куб. м, подвал -2201 куб.м.

1. Северный фасад. Первый этаж – устроены окна-витрины с примыкающими к ним симметрично автономными входными остекленными дверями, в

настоящее время не функционирующими. Центральный вход с двустворчатыми

остекленными дверьми и полукруглым окном над ними. Двери поздние. В настоящее

время перекрывают первоначально открытое углубление -- вход в здание, характерно

решенное в стиле «модерн». Первоначальная входная дверь сохранилась.

Второй и третий этаж имеют эркеры - в центральной части, над входом; над ними, в центре - окно мезонина, трехчастное, оформленное в стиле
«модерн». На втором и третьем этажах - восемь балконов и ажурными коваными ограждениями, довольно хорошей сохранности. На втором этаже пять окон и четыре балконных остекленных двери, а на третьем - четырнадцать окон и четыре балконных двери.

Фасад здания украшают также пилястры, завершающиеся на крыше невысокими прямоугольными обелисками. Некоторые первоначальные украшения фасада утрачены. На одной из пилястр укреплена мемориальная доска в память о пребывании здесь Г.Г.Анджиевского.

2. Южный фасад. Выложен из желтого кирпича, неоштукатурен, украшен

кирпичными поясками, окна - фигурными оконными наличниками разной формы - из

кирпича. Окна нескольких видов, форм и размеров придают разнообразие фасаду. В

западной части - остатки несохранившейся веранды - на уровне первого этажа.
Между

вторым и третьим этажами на фасаде выложена из кирпича цифра «1909». Весь фасад

обрамляют современные разнообразные постройки временного характера.

3. С востока и запада к зданию примыкают вплотную соседние постройки.
4. Интерьеры. Первоначальное оформление входной двери в стиле «Модерн»

сохранилось. Остальные двери, одностворчатые и двустворчатые - имеют однотипные

формы и характерный рисунок. Часть из них первоначально была остеклена.
Почти все

двери сохранились.

Окна разнообразных форм, деревянные, фигурные, также почти все сохранились, за исключением окон-витрин северного фасада. Однако их первоначальный облик может быть восстановлен по фотографии 1920-х годов.

Лестницы в здании две - одна парадная, украшена ажурной решеткой из кованых деталей в характерном стиле, хорошо сохранилась. «Черная» лестница имеет решетки более простого рисунка, но типичного для Пятигорска второй половины XIX - начала XX века.

Полы паркетные, в некоторых помещениях сохранились первоначальные.

Стены и потолки оштукатурены и побелены. Первоначально в некоторых комнатах потолки, обтянутые тканью, были расписные, так же как и стены.
Наблюдаются лепные украшения в некоторых помещениях.

Заключение

Дом наследников Ходжаева - одна из самых замечательных построек в
Пятигорске начала XX века. Сохранившаяся фотография 1920-х годов дает представление о том, что здание это украшало главную улицу города. Оно выстроено в тот период, когда стиль «модерн» уже утрачивал свое влияние, и на смену ему шили строгие формы конструктивизма. Фасад дома неповторим, в
Пятигорске аналогов не имеет. Первоначальная пышная отделка интерьеров говорила о состоятельности владельцев, была отражением уровня их культуры.

И хотя здание несколько раз меняло владельцев, планировка его почти не менялась, чудом сохранились и некоторые элементы интерьеров.

Для проведения ремонтно-реставрационных работ необходимо учитывать уникальность постройки, степень сохранности первоначальных интерьеров.

При функциональном использовании помещений возможна перепланировка, необходимая для современной эксплуатации здания. Однако, при этом, по возможности, в процессе ремонтных работ должны сохраняться отдельные элементы: дверная и оконная столярка, лепнина, печи, оформление вестибюля и т.д. При проведении архитектурной разведки на уличном фасаде необходимо выявить состав и окраску первоначальной штукатурки, наличие под поздними наслоениями изразцов на уровне окон второго этажа, окраску сохранившейся столярки и другие детали.

Белокаменную кладку первого этажа необходимо очистить от поздней штукатурки, а вход в здание оформить в первоначальном виде в стиле
«модерн». Также по сохранившимся аналогам и фотографии 1920-х годов восстановить столярку витринных окон и автономных входных дверей первого этажа.

Тротуар перед зданием может быть вымощен современной фигурной плиткой.

май 2000 г. А.Н. Коваленко, старший научный сотрудник пятигорского музея краеведения

Приложение 1 СПИСОК

ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ

Условные сокращения:

1. Б Т И - Бюро технической инвентаризации г.Пятигорск

2. Г А С К - Государственный архив Ставропольского края г.Ставрополь

3. Г М 3 Л - Государственный музей – заповедник М.Ю.Лермонтова г.

Пятигорск

4. Ч С - частное собрание




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.